Белла Ахатовна Ахмадулина


АХМАДУЛИНА, БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА (1937 — 2010), русская поэтесса. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А. М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки (На сибирских дорогах и др.). В 1957 писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания». В 1959 Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б. Л. Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.

В 1962 стараниями П. Г. Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной Струна. Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»

Поэтический сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи (1975), Свеча (1977), Метель (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники.

Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной Много собак и собака вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.

Одной из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. Сны о Грузии, 1977), и горечь («По улице моей который год…»; там же).

Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты — от А. Пушкина и М. Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди — «кривая Нинка» (сб. Побережье, 1991), «электрик Василий» (сб. Стихотворения, 1988) и др. Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем «больничном цикле» (Воскресенье настало…, Был вход возбранен…, Елка в больничном коридоре и др.): «Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный дух /…весь этот праздник некрасивый / был близок и понятен мне». При этом, как писал в 1977 И. Бродский, ее искусство «в значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой морального выживания» (Зачем российские поэты?..). Бродский считал Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис — вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса». Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России. Ахмадулина — автор многочисленных эссе — о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой». Живет поэтесса в Москве. В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.

Умерла в Москве 29 ноября 2010 года.

Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна (1937 — 2010), русская поэтесса. Родилась в Москве 10 апреля 1937 года. Еще в свои школьные годы, будучи совсем юной, начала подрабатывать корреспондентом в известной газете «Метростроевец», и писать свои первые удачные стихотворения. В 1955 году опубликовали и отметили ее стихотворение Родина в отличной газете «Комсомольская правда». Училась в Литературном институте А. М. Горького. При поступлении подавала стихи на конкурс, И. Сельвинский оценил ее произведения как поразительные, сильные, свежие с чувством и душой.

Ахмадулина училась, параллельно работала журналистом и редактором. В то же время писала и публиковала свои стихотворения. Пережила исключение с института за не желание участвовать в травле Б. Л. Пастернака, но затем ее восстановили в ряды студентов. В 1960 с отличием окончила Литературный институт.

В 1962 под названием "Струна", вышла первая книга Беллы. Со временем опубликовали ее хороший сборник Озноб, который вместил в себя дюжину стихотворений за тринадцать лет ее творчества. В 1988 мир увидел знаменитую книгу Избранное, и еще много разных сборников. Ахмадулина была одной из самых ярких писательниц того времени, удостоилась звания поэтесса эстрады. Своими стихами она пыталась угодить современному читателю, хоть это ее не особо и радовало, как оказалось немного позже.

Главная и неприкосновенная ее тема в творчестве - это дружба, дружба - творчество и любовь. Это огонек ее стиля в жизни. Талантливо писала о дружбе со страстью и о дружбе с горечью. В 1970 году поэтесса ездила в Грузию и с тех времен много произведений написано под этими впечатлениями. Так сильно увлеклась, что начала переводить грузинских поэтов Н. Бараташвили, С. Чиковани, Г. Табидзе, и др. Взамен грузинские журналы печатали ее стихотворения. Ахмадулина Белла написала много эссе о Марине Цветаевой, Анны Ахматовой, Владимире Высоцком и много других знаменитых творческих личностях. По ее стихотворениям можно понять, что эти люди сделали не маленькое вложение своим творчеством в пройденную эпоху. В 1989 поэтессе была присуждена Государственная премия СССР.

Скончалась 29 ноября 2010 года.

Произведения


Лирика

Сочинения


Анализ стихотворния Беллы Ахмадуллиной «А напоследок я скажу…»