Японская литература

Рюноскэ Акутагава


Акутагава Рюноскэ

1 марта 1892 года — 24 июля 1927 года



История жизни

Рюноскэ Акутагава.

Отцом будущего писателя был торговец молоком, имевший в собственности пастбища на окраине Токио. Мать принадлежала к семье Акутагава, в которой впоследствии воспитывался знаменитый писатель: отсюда и фамилия.

Рюноскэ родился, когда отцу было сорок два года, а матери — тридцать три. Следуя старинному обычаю, родители сделали вид, будто мальчика им подкинули, и отдали его на воспитание в дом старшей сестры матери, которая хотя и была замужем, но детей не имела. Все это было сделано из суеверных соображений, поскольку в Японии считается не очень-то хорошей приметой, когда родителям новорожденного за тридцать лет.

В 1910 г. он окончил токийскую муниципальную среднюю школу в числе лучших и, решив изучать английскую литературу, поступил в Первый колледж на литературное отделение.

В 1913 г. Акутагава оканчивает колледж и поступает на английское отделение Токийского императорского университета. Занятия в университете разочаровали начинающего литератора — лекции оказались неинтересными, и он перестал их посещать, увлекшись изданием журнала «Синситё». Журнал занимал позицию критики школы натурализма, а его представители были первыми «антинатуралистами». Акутагава и его друзья-литераторы своим творческим методом провозгласили неореализм.

Взлет демократического движения, по их мнению, породил в японской литературе два явления: пролетарскую литературу и неореализм.

Начало творчества писателя относится к 1915 г., когда им были написаны рассказы «Ворота Расёмон» и «Нос», сразу же заставившие заговорить о появлении нового талантливого автора. (Кстати, кинофильм режиссера Куросава Акира под названием «Расёмон» к рассказу никакого отношения не имеет и основывается на другом произведении писателя — «В чаще».)

Многие критики появление этих рассказов относят ко времени, когда Акутагава пребывал в душевной депрессии из-за любовной истории, трагично окончившейся, и стремился отвернуться от действительности, окунуться в мир древности.

После окончания университета в декабре 1916 г. Акутагава получает должность преподавателя английского языка в Военно-морской школе. Свою жизнь в эти годы впоследствии он опишет в цикле новелл об учителе Ясукити — честном, но несколько непутевом человеке, который попадает в разные забавные истории.

Своей будущей жене он писал, что люто ненавидит преподавание: «Стоит мне увидеть лица учеников, как сразу же охватывает тоска, и тут уж ничего не поделаешь. Но зато я моментально оживаю, когда передо мной бумага, книги, перо и хороший табак». Тем не менее это были самые плодотворные годы в его жизни — за девять месяцев он создал около двадцати новелл, эссе и статей. В то же время с помощью одного из друзей Акутагава пытается получить место преподавателя в университете Кэйо, но переговоры затягивались, и в конце концов он принимает другое предложение — становится сотрудником газеты «Осака майнити симбун».

Относительно своего пристрастия к изображению прошлого Акутагава говорил: «Душа человека в древности и современного человека имеет много общего. В этом все дело». Поэтому в древности он искал аналоги поступков, мыслей, психологии современных ему людей.

Вообще же сюжеты из прошлого у Акутагава можно разделить на три периода: XII в., когда древняя столица Японии Киото оказалась во власти множества несчастий, конец XVI в. — эпоха сильного влияния и распространения христианства в Японии и начало эпохи Мэйдзи — период просветительства.

Акутагава становится непревзойденным мастером короткого рассказа, традиции которого имеют в Японии глубокие и древние корни.

Литературные критики у Акутагава находят нечто общее с произведениями другого прославленного мэтра японской литературы — Нацумэ Сосэки, в частности проблему эгоизма. Это не случайно, ведь Акутагава считался одним из учеников Нацумэ и посещал литературные вечера, устраиваемые в его доме. И в романах Нацумэ, и в новеллах Акутагава эгоизм не был проблемой, касающейся личности как таковой. Оба писателя показали эгоизм как острую проблему общества в целом, как «государственный эгоизм Японии».

Интересны новеллы о деятельности христиан в Японии, например «Табак и дьявол», «Джулиано Китискэ». Известно, что многие христиане, прибывавшие в Японию, были мошенниками, развращающими японцев, или авантюристами от торговли.

В новелле «Табак и дьявол» рассказывается о том, как дьявол хитростью и коварством завез и распространил табак в Японии. Под табаком имеется в виду христианство.

Последний период литературной деятельности писателя — 1921−1927 гг. Все произведения того периода окрашены в яркие социальные тона. Неприятие некоторых негативных сторон милитаризма и капитализма тех лет писатель выразил в ряде произведений, в том числе в повести «В стране водяных». Акутагава показал фашизирующееся японское общество 20-х гг. на примере государства, в котором живут сказочные существа — водяные каппа.

Акутагава покончил с собой 24 июля 1927 г., приняв смертельную дозу веронала. Его самоубийство шокировало друзей и знакомых, но не стало для них чем-то неожиданным. Никто так и не узнал истинной причины его смерти.

В 1935 г. его другом, писателем и издателем Кикути Каном была учреждена премия имени Акутагава Рюноскэ, которой раз в год удостаиваются молодые литераторы Японии по сей день. По числу художественных переводов Акутагава занимает одно из первых мест среди японских писателей.

Акутагава Рюноскэ японский писатель, родом из Токио. Родился 1 марта 1892 года в семье торговца, владеющего своими собственными пастбищами при въезде в город. Мать родом с семьи Акутагава, которая дала воспитание Рюноскэ, и фамилию которой он начал носить. В семье поэт был поздним ребенком, отцу уже перевалило за сорок лет, а матери недавно исполнилось тридцать три. Чтя обычаи, отец с матерью притворились, что малыша им подбросили, и отдали его на воспитание тете Акутагавы, маминой сестре, которая хоть и старалась, но не могла завести ребенка. Все это было проделано из-за японского суеверия, ведь иметь детей после исполнения родителям тридцать лет и больше, считалось не к добру.

В 1910 году парень оканчивает школу среднюю муниципальную, будучи в составе лучших выпускников. После идет учиться в Первый колледж с целью изучения английской литературы. Ожидая от предметов восторга и заинтересованности, юный поэт получает лишь разочарование. Он больше не ходит на лекции, ведь его теперь интересует журнал «Синситё».

Поэт берется за перо, и в 1915 году рождается его первые рассказы «Нос» и «Ворота Расёмон». Они моментально завоевывают читателей и заставляют говорить о писателе как о новом таланте. В 1916 году поэт все же оканчивает университет, как бы трудно ему не было это сделать. Получив образование, Акутагава идет на работу в Военно-морскую школу преподавателем английского. Все перемены в его жизни и вообще все эти годы писатель изложит в новелле о учителе Ясукити, которого опишет как человек, к которому просто прилипают различные интересные истории.

Свои последние произведения поэт пишет во время капитализма и милитаризма 1921−1927 гг. Рождаются произведения, среди которых и повесть «С стране водяных».

Акутагава Рюноскэ кончает жизнь самоубийством 24 июля 1927 года, выпив смертельно количество таблеток. По сей день ни семья ни друзья так и не знают истинной цели смерти еще молодого писателя.

Произведения


Муки ада Лошадиные ноги Паутинка Ворота Расёмон Бататовая каша В чаще Нанкинский Христос Мандарины

Сочинения


История жизни