Луи Арагон

«Страстная неделя»

Краткое изложение вариант 1 вариант 2

Действие происходит с 19 по 26 марта 1815 г. во Франции, в течение последней перед Пасхой недели, в католическом календаре именуемой страстной. В основе романа лежат исторические события, связанные с возвращением Наполеона Бонапарта в Париж, бежавшего с острова Эльбы, где он находился в изгнании. Главным персонажем этого многопланового романа-эпопеи является молодой художник Теодор Жерико. В 1811 г. его отец, Жорж Жерико, с согласия сына, ненавидящего войну, нанял вместо него на службу в армии Наполеона рекрута. И несколько лет Теодор спокойно занимался живописью. Однако в 1815 г. он вдруг определяется в серые мушкетёры короля Людовика XVIII и таким образом включается в драматические события, охватившие Францию.

В казарме королевских войск на окраине Парижа рано утром получен приказ прибыть в столицу на Марсово поле, где днём король хочет провести смотр. Какое решение примет король — защищать Лувр и Париж по разработанному плану или уходить из столицы, поскольку Бонапарт очень быстро и практически беспрепятственно подходит к городу? Все обсуждают известие об измене «верного» маршала Нея, посланного королём преградить Бонапарту дорогу на Париж и перешедшего на сторону императора. Теодор Жерико задаёт себе и ещё один вопрос — а что произойдёт лично с ним, если и дальше генералы будут изменять королю, а королевские войска с обозами и оружием будут присоединяться к армии Наполеона? Может, бросить все, отсидеться в огромном доме отца, опять заняться живописью?.. Однако после кратковременного отдыха в своём парижском доме, несмотря на усталость, сомнения, дождь и слякоть, Теодор все-таки вовремя приезжает на своём любимом коне Трико к месту сбора.

Между тем время идёт, а король не появляется. Слухи о предательствах, о бегстве аристократов, о Бонапарте, находящемся на подступах к Парижу, о нерешительности короля будоражат умы французов. Военным ничего не сообщают, но они вдруг видят карету короля. На большой скорости она удаляется от Лувра. Значит, монарх удирает, но куда, в каком направлении? Потом вдруг карета останавливается, король приказывает войскам вернуться в казармы, а сам возвращается в Лувр. В городе оживление, в некоторых кварталах завсегдатаи кафе уже пьют за здоровье Наполеона. Ходить по городу в форме королевского мушкетёра опасно, но ведь не спать же в такую ночь?! Теодор заходит в кафе и своей формой чуть не провоцирует драку. К счастью, его старый знакомый Дьёдонне, оказавшийся там, узнает Теодора и все улаживает. Дьёдонне возвращается к императору, но он не забыл и Теодора, которого знает с детства и которому служил моделью для одной из картин. Бродя по Парижу, Жерико встречает и других знакомых. В голове его царит такая же неразбериха, как и во всем городе. Мысли сменяют друг друга. Думы о прошлом, настоящем и будущем родины чередуются с мыслями о живописи. Что лучше для Франции — король, Бонапарт или Республика? Почему он, художник Теодор Жерико, не бежит сейчас же в свою мастерскую? Ведь все, что он видел днём и видит сейчас, — это яркий свет в Лувре, где принимают посла Испании, и чернота ночи — все так и просится на полотно. Сейчас он мог бы работать не хуже своего любимого Караваджо.

Однако ноги несут его не домой, а к друзьям-мушкетёрам, которые вместе с другими войсками покидают Париж и, вслед за уже выехавшим посреди ночи королём и его эскортом, отступают на север страны. Но куда именно, по какому маршруту — никто не знает, даже племянник короля, герцог Беррийский, задержавшийся ненадолго у своей возлюбленной Виржини, родившей ему на днях сына. Король назначил маршала Мезона главнокомандующим, но и тот не может ничего организовать — генералы поступают, как сами считают нужным. Неизвестно, где находится штаб, но известно, что 19 марта вечером весь его состав появился в канцелярии, потребовал себе жалованье и исчез. Не успели королевские войска отойти от Парижа, как часть их уже повернула назад: в Сен-Дени генерал Эксельманс, перешедший на сторону Бонапарта, переманил их. Преданные королю части 20 марта в непогоду и непролазную грязь добрались до города Бовэ, откуда только что уехал король и его свита. Но куда? В Кале, а потом в Англию? Можно только догадываться. А что суждено им — будет ли здесь дан бой, или отступление продолжится? Жители Бовэ побаиваются возвращения Бонапарта. Ведь тогда опять начнутся рекрутские сборы, кровавая дань войне, а их город и так уже почти полностью разрушен. Да и производство пострадает, кому тогда будет нужен их текстиль?

В Бовэ Жерико остановился на ночлег в доме вдовы-бакалейщицы Дюран. Ее дочь, шестнадцатилетняя Дениза, рассказала Теодору, что год назад у них квартировал молодой офицер Альфонс де Пра, который читал ей свои стихи и замечательно описывал Италию. Позднее Теодор узнал, что это был Ламартин. А в эту же ночь, на рассвете, супрефекту города привезли известие о том, что император Бонапарт торжественно водворился в парижском Лувре. В Бовэ военачальники и прибывшие туда утром принцы не могут скрыть своей растерянности: войска к городу ещё полностью не подтянулись, а генерал Эксельманс, отправившийся их догонять, может вот-вот навязать бой. Значит, нужно, не жалея казённых денег, купить лошадей, как можно скорее дойти до порта Дьепп и отплыть в Англию, даже не имея на то прямых указаний короля, который по-прежнему не даёт о себе знать.

В числе посланных за лошадьми находится и Жерико. Разговор с хозяином табуна непрост, но мушкетёрам все же удаётся, благодаря своей напористости, купить лучших лошадей. Среди коней выделяется один, чёрной масти с белым пятном на задней ноге. С такими «белоножками» надо быть осторожным, уж очень они норовисты. Этого коня-красавца Жерико отдаёт другу Марку-Антуану, который на пути к Бовэ лишился своего любимого коня. Но подарок оказывается роковым: через два дня конь, испугавшись неожиданного выстрела, понёс нового хозяина, не сумевшего высвободить ногу из стремени. Всадника в тяжёлом состоянии оставляют на попечение бедной крестьянской семьи, и дальнейшая его судьба остаётся неясной.

При въезде в город Пуа Теодору пришлось заехать в кузницу, чтобы подковать своего Трико. Ночевать он остаётся у кузнеца Мюллера, к которому приехали двое мужчин — старик Жубер и молодой возница Бернар. Мюллер женат на Софи, к которой питают нежные чувства Бернар и помощник кузнеца Фирмен. За ужином острый взгляд Теодора уловил признаки разыгрывающейся в этом доме драмы. Фирмен ненавидит Бернара, чувствуя, что Софи тайно увлечена этим регулярно появляющимся у кузнеца гостем. Фирмен терпеливо ждёт подходящего момента, чтобы разделаться с соперником. В полночь Фирмен входит в комнату к Теодору и зовёт его пойти с ним вслед за Бернаром и Жубером на тайную сходку заговорщиков. Фирмен надеется, что королевский мушкетёр Жерико, услышав антикоролевские речи заговорщиков, донесёт на Бернара, и таким образом он освободится от ненавистного соперника. На поляне возле кладбища собралось человек двадцать. Они взволнованно обсуждают причины бедственного положения народа, винят в этом прежде всего аристократов и короля, ругают Бонапарта за бесконечные войны и разорения. Сколько людей, столько и мнений. Теодору, спрятавшемуся за деревом, кажется, что он в театре и смотрит какую-то незнакомую драму. Оказывается, цена на хлеб может кого-то волновать и даже беспокоить, какие-то расчётные книжки вызывают проклятья у рабочих, и эти же рабочие с надеждой говорят о каких-то «рабочих союзах». Одни из них утверждают, что народ никому больше не должен верить, другие доказывают, что Бонапарт может быть таким, каким его сделает народ, если народ даст ему правильное направление, а сам объединится. Жерико чувствует, что в нем самом что-то меняется. Эта волна человеческих страстей увлекает его и приносит ему чисто физическую боль. Он попал сюда нечаянно, но теперь он будет всегда на стороне этих людей, о которых раньше практически ничего не знал. И когда Фирмен назойливо просит Теодора, чтобы тот вернулся в город и все рассказал королевским властям, которые арестуют бунтовщиков, Теодор в бешенстве отшвыривает Фирмена и бьёт его по лицу.

Вести о кавалерии Эксельманса гонят принцев и графов за Ла-Манш, но Теодор Жерико и не мыслит об эмиграции. В Пуа слово «родина» обогатилось для него новым смыслом, теперь он не мог бы расстаться с Францией, покинуть нуждающихся и страдающих людей. Но король спешит покинуть Францию: во-первых, нельзя попадаться в руки Бонапарту, а во-вторых, сейчас опасны даже родственники, мечтающие завладеть его короной. Людовик XVIII хочет их всех перехитрить — через какое-то время вернуться с союзниками и обезопасить себя от всех претендентов. Тем временем среди солдат короля распространяются слухи, что в Лилле гвардия может соединиться с иностранными армиями, стоящими на границе. Значит, герцог Орлеанский, два дня назад заверивший войско, что король никогда не обратится за помощью к иностранцам и не позовёт их на французскую землю, лгал.

В армии зреет бунт. Перед некоторыми генералами эта проблема встаёт с такой же остротой. Например, маршал Макдональд открыто заявляет королю, что границу не перейдёт. Настал момент выбора: верность королю или верность родине. А сам король, так и не доехав до порта на Ла-Манше, решил поскорее перейти франко-бельгийскую границу в Менено. На площадях французских городов уже вместо «Да здравствует король!» повсюду кричат «Да здравствует император!», и в страстную пятницу идут в собор на литургию. Но Теодору не до религиозных обрядов: он ещё не нашёл для себя ответа, на чью сторону встать. Уже понятно, что не на сторону короля, запятнавшего себя позором измены. Но чем лучше Бонапарт? Ведь это он как-то сказал, что не хочет быть императором черни. Ему все равно, что народ умирает с голоду, а армия и бесчисленная полиция держат его в страхе. А может быть, прав тот молодой оратор, который призывал роялистов и республиканцев сплотиться против тирана-императора? Во всем этом ещё предстоит разобраться. А сейчас Теодору Жерико, уже побывавшему у пределов возможного, в этот час пасхальной заутрени хочется просто жить, писать картины, всматриваться в лица людей, любить их. Он хочет стать настоящим живописцем мира, который его окружает.

Франция 1815 г., конец марта, последняя неделя перед Пасхой, именуемая католиками страстной. События связаны с бегством императора Наполеона с о. Эльбы, куда был сослан. Главный герой – молодой художник Теодор Жерико.

Во время войны отец Теодора нанял вместо сына рекрута и пока тот воевал, юноша спокойно занимался живописью. Но в 1815 г. по собственному желанию Жерико вступает в ряды серых мушкетеров короля Людовика ХVIII.

Гвардейцам дан приказ прибыть на Марсово поле для смотра. Планы короля неведомы – намерен монарх защищать Париж или же изберет отступление? Бонапарт стремительно движется к столице, не встречая серьезного сопротивления. Маршал Ней, посланный преградить путь на Париж, перешел на сторону опального императора.

Жерико в смятении: если генералы предают короля, их войска вливаются в армию Наполеона, что будет с ним? Может отсидеться у отца? Но отдохнув в родном доме, несмотря на сомнения и ненастье, вовремя прибывает к месту сбора.

Король не появляется. Слухи о бегстве вельмож и приближении Наполеона будоражат умы. Военные замечают удаляющуюся карету короля. Вдруг она останавливается, монарх приказывает войскам разойтись по казармам, сам возвращается в Лувр.

Многие из парижан ждут Наполеона, пьют за его здоровье. Теодор в форме входит в кафе. Появление мушкетера чуть не доводит до драки. Вовремя вмешивается Дьёдонне, узнавший Теодора. Бонапартист когда-то был натурщиком для Жерико. Бродя по городу, Теодор встречает знакомых, их мысли разнятся. Он уже сам не знает, кто лучше – король или Бонапарт? Лучше бы вернуться к живописи, но ноги сами несут к друзьям-мушкетерам.

Войска Людовика покидают Париж, отступая на север. Маршрут неизвестен, предательства следуют одно за другим. Преданные королю части добираются до Бовэ, король со свитой только покинули город. Местные жители побаиваются возвращения Наполеона.

На рассвете пришло известие: Наполеон уже в Лувре, он отправил генерала Эксельманса с кавалерией вдогонку за отступающими. Мушкетеры решают купить лошадей и добраться до порта Дьепп, оттуда - отплыть в Англию. В пути Жерико теряет друга – новый конь, испугавшись выстрела, понес зацепившегося за стремя Марка-Антуана. В тяжелом состоянии его оставляют в крестьянской семье.

В Пуа Теодор заехал в кузницу, чтоб подковать своего Трико. Ночевать остался в доме кузнеца. Здесь его пытаются втянуть в интриги, в центре которых жена хозяина Софи и два воздыхателя – Бернар и Фирмен, мечтающие разделаться друг с другом чужими руками. В полночь Фирмен призывает Теодора последовать за Бернаром на сходку заговорщиков. Он надеется, что мушкетер донесет на соперника.

Слушая речи рабочих-заговорщиков, стоящий за деревом Жерико чувствует: в нем что-то меняется. Отныне он всегда будет на стороне этих людей, о которых раньше не знал. Вместо вожделенной мести, Фирмен сам получает взбучку.

Мушкетер не хочет покидать Пуа, здесь слово «родина» наполнилось новым смыслом. Он должен защитить страдающих людей. Король спешит покинуть Францию, хочет всех перехитрить. Среди подданных ходят слухи, что в Лилле войско соединится с англичанами. Выходит, герцог Орлеанский лгал, заверяя гвардейцев, что не обратится за помощью к иностранцам.

Среди военных зреет бунт, многие отказываются переходить границу. Людовик бежал в Бельгию. Перед гвардейцами выбор: верность королю или родине. На городских площадях радостно приветствуют Бонапарта, в страстную пятницу идут на литургию. Теодор ищет ответ: на чьей он стороне? Король предал, Наполеон как-то заявил о нежелании быть императором черни - ему нет дела до простых людей. Может прав тот оратор-республиканец, призывающий сплотиться против тирана? Во всем еще предстоит разобраться, а сейчас хочется просто жить и писать картины окружающего мира.

Скачать.fb2