Советская литература

Виктор Петрович Астафьев


АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924−2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959—1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» — сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968−1975) — лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960−1970-х годов — военная и деревенская. В его творчестве — в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, — Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел — например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы — противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя — а вместе с ним и автора — ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 — Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что недалеко от Красноярска, в крестьянской семье Петра и Лидии Астафьевых родился сын Витя. В семилетнем возрасте в жизни мальчика случилось непоправимое - не стало матери (она утонула в реке), и до конца жизни, по признанию писателя, он не привык к этой потере. Самым близким человеком после случившегося стала для маленького Вити бабушка.

После раскулачивания и выселения деда Павла семья переезжает в Игарку, отсюда из-за материальных трудностей у отца и очень плохих отношений с мачехой парень попадает в детский дом.

Именно здесь простой учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский увидел в Викторе литературное дарование и помог его развивать. Так сочинение о местном озере напечатают в школьном журнале. Позднее оно развернется в рассказ «Васюткино озеро».

После школы – интерната Виктор уезжает в Красноярск в ФЗО. А осенью 1942 года - добровольцем уходит в армию, откуда весной 1943 года прямиком на фронт. На войне он получает несколько ранений и наград: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Уже в 1945 году Виктор Петрович демобилизуется и до 1959 года живет с семьей в городе Чусовой на западном Урале, родине его жены Марии Семеновны Корякиной. Работает чернорабочим, слесарем, грузчиком, чтобы прокормить семью. В 1953 году выходит его первая книга «До будущей весны».

Вообще это были годы творчества, рождения детей - дочери Ирины и сына Андрея. Не минуло эту семью и горе - первенец, дочь Ольга, умерла в младенчестве.

В 1957 году Виктор Петрович - спецкор Пермского областного радио. А в 1958 году после издания романа «Тают снега» Астафьев уже член Союза писателей РСФСР.

В 1959 году писатель поступает на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он живет и учится в Москве. Его произведения получают более широкую известность после выхода в журнале «Новый мир», где главным редактором в те годы был знаменитый А. Твардовский. Вообще конец 50-х и 60 –е годы были творчески плодотворны и принесли Астафьеву литературную славу.

Две темы пронизали его творчество: милая душе деревня и война. Народный характер, жизнь простого человека – все это близко и понятно писателю. Тема Отечественной войны – тема силы и трагедии советского народа.

В 1980 году Виктор Петрович осуществил свою давнюю мечту - он переезжает в Красноярск.

В 1994 году Российскую независимую премию «Триумф», в 1996 году за роман «Прокляты и убиты» - Государственную премию России, в 1997 — Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). На родине детства Астафьев принимает многочисленных гостей: политиков, писателей, да и просто благодарных читателей.

Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 в этом же селе Овсянка, где его и похоронили.

Произведения


Ангел-хранитель Васюткино озеро Конь с розовой гривой Царь-рыба Фотография, на которой меня нет Прокляты и убиты Пастух и пастушка Людочка Печальный детектив Весенний остров Жизнь прожить Руки жены

Сочинения


В чем истинная красота человека? (По рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») Краткий обзор творчества В. Астафьева. Русская деревня в изображении В. П. Астафьева Становление Виктора Астафьева. Чем меня привлёк рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Виктор Астафьев Экологические и нравственные проблемы в произведениях В. П. Астафьева Астафьев Виктор Петрович Читая рассказы Астафьева Астафьев, Белова и другие писатели «деревенской прозы» Натурализм в романах Виктора Астафьева О творчестве В. П. Астафьева Природа не терпит пренебрежения к себе и не прощает ошибок Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Размышления Виктора Астафьева о добре и зле Вечные темы в рассказах Астафьева Русская деревня К каждому человеку приходит своя весна Современная пастораль В.П. Астафьева Становление Виктора Петровича Астафьева Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней Русские судьбы: Виктор Астафьев – работник одиннадцатого часа Осуждение войны в произведениях Виктора Астафьева Рецензия - Астафьев (cочинение) Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин) Человек и природа (По творчеству В. Астафьева и В.Распутина)