Джордж Гордон Байрон

«Каин»

Краткое изложение вариант 1 вариант 2

Мистерию, действие которой развёртывается в «местности близ рая», открывает сцена вознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное «человечество»: изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей. Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню, инстинктивно восстаёт Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимое стремление во всем «дойти до самой сути». Он вполне искренен, признаваясь: «Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне». Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: «У них на все вопросы / Один ответ: „Его святая воля, / А он есть благ“. Всесилен, так и благ?»

Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам. Размышляющий Каин остаётся один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое «величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. Это Люцифер.

В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высей и обречённого на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всего отчётливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя. В отличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистерии не проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени канонической стереотипности. Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько даёт прямые ответы на вопросы, которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысль об императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключа к бессмертию духа. Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе как низком, корыстном искусителе. И Каин не в силах не поверить ему, когда тот недвусмысленно заявляет: «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю».

Терзаемый проклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернётся домой.

Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находит выражение во втором акте мистерии, развёртывающемся в «бездне пространства». Подобно Данте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтической ритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, они минуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки, а заветный Эдем — меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельность пространства и бесконечность времени. Люцифер невозмутимо комментирует: «Есть многое, что никогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и перемены только праху / Приносят смерть».

На неисчислимом множестве планет, пролетающих перед их взорами, узнает ошеломлённый Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, что выше их». Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти. «Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открывает ему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разума намного их превышавшие. Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицо земли». Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия. Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедами и катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каин опечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущее подвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти. Тот отвечает, что сын Адама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин. Но разве смерть их не откроет? /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит, смерть приводит / К чему-нибудь разумному! Теперь / Я менее боюсь её».

Каин сознаёт, что его «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве, не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер — не орудье Божие?

И тут Сатана взрывается. Нет и ещё раз нет: «Он победитель мой, но не владыка… / …Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!» И на прощание даёт ему совет: «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — ваш разум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекор и чувству и рассудку. / Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовному началу!»

Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела, отведённого Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный герою Сатаной.

Вернувшись к близким, Каин застаёт их за работой: они готовят алтари к жертвоприношению. Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранее уготованным и несправедливым; против него-то и восстаёт вся страстная, неукротимая натура Каина: «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещать их детям!»

От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребёнка; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.

И тут впервые напоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себе персонаж мистерии — Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводом Авелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авель невозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. «Каин. Так его отрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ, умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!»

Авель стоит на своём, твердя: «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает его в висок головнёй, схваченной с жертвенника.

Авель умирает. На стоны медленно осознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинает его. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места.

С Каином остаётся только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчётных дней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господень и налагает на его чело неизгладимую печать.

Они собираются в нелёгкий путь. Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая». Раздавленный своим преступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе кару за грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: «Каин. О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?»

Эти слова завершают пьесу Байрона, трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримого богоборчества.

Драматическая поэма Джорджа Байрона открывается сценой вознесения молитвы Богу. В этой молитве участвуют изгнанные из Эдема Адам и Ева, а также их потомки. Один из них, Каин, инстинктивно восстает против безрассудной набожности родителей. Каина постоянно одолевают разные вопросы, он во всем пытается добраться до самой сути вещей, но родители не дают ему полных ответов. Адам и Ева постоянно ссылаются на всемогущего Господа и Его веления. Вереница вопросов не дает Каину спокойно молиться Богу. И тут появляется тот, кто даст ответы на все вопросы – Люцифер.

Образ байроновского Люцифера отличается от привычного всем образа низкого корыстного искусителя. Байрон рисует падшего ангела как вечного оппонента Иеговы, низложенного с небес, но несломленного духом. Люцифер соблазняет лишь правдой, он отвечает на все вопросы жаждущего знаний Каина и внушает ему мысль, что познание является ключом к бессмертию духа, что мышление – необходимость любого человека.

Каин терзается вопросами своего существования, его волнует закон жизни и смерти, поэтому он молит Люцифера раскрыть ему правду, показать сущность жизни и открыть тайну смерти. Сатана предлагает Каину совершить небольшое путешествие по другим мирам, которое покажет ему истину. Падший ангел и пытливый человек отправляются сквозь прошедшие и грядущие миры, среди которых Земля – лишь крошечная песчинка в огромной пустыне.

Люцифер открывает Каину тайны неисчислимого количества планет, на которых в своих Эдемах живут высшие существа. Он рассказывает человеку, что до него на Земле тоже жили высшие существа – левиафаны, уничтоженные Иеговой. Каин наблюдает величественное, но скорбное зрелище – призраки левиафанов, проплывающие перед ним. Сатана открывает Каину правду, что род Адама ждет еще худшая судьба. Сердце человека опечалено – он любит родных и не может смириться с тем, что их все они подвержены гибели. Люцифер успокаивает Каина тем, что лишь бессмертие духа может препятствовать смертному уделу, который приготовил для них Иегова.

Каин возвращается на Землю и видит, как его семья готовится к ритуальному жертвоприношению. Он понимает, что жертвоприношение – это знак смирения перед заранее уготованной смертью. Душа Каина протестует против такой несправедливости, родители пытаются успокоить заблуждающегося сына. Наконец на сцену выходит Иегова.

Господь принимает закланного агнца, которого жертвует ему скотовод Авель. Но плоды, которые вырастил земледелец Каин, Господь отвергает. Авель говорит брату, чтобы тот принес Господу новые дары, но Каин не может принять то, что Иегове приятен смрад дымящегося мяса. Авель пытается успокоить брата, но Каин убивает его в приступе неконтролируемой ярости. Каин раскаивается в содеянном, однако родители проклинают его и велят навсегда покинуть эти места.

С изгнанником остается только его жена Ада. Они вместе собираются в путь, дабы искупить грех братоубийства. Ангел Господень ставит убийце на чело неизгладимую печать. Каин уходит, но дух протеста не покидает его сердце. Авель получил мир, но как же Каин?

Сочинения


Каин - характеристика литературного героя Скачать.fb2