Русская литература XIX века

Пётр Дмитриевич Боборыкин


Петр Дмитриевич Боборыкин (1836−1921), русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27) августа 1836 года в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 года — на отделении химии Дерптского университета, в 1857 году перешел на медицинский факультет. В 1860 году, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 году в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.

Начал писать с гимназических лет, первая публикация — комедия «Однодворец» (1860). Ранние драмы Боборыкина «Ребенок» и «Старое зло» (обе 1861), «Мать и дитя» (1864), автобиографический роман «В путь-дорогу» (1862−1864) написаны не без влияния В. А. Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863—1865 годах издавал «Библиотеку для чтения», занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865 года, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе «В чужом поле» (1866) отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И. Тэн, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др.), писателями (А. Дюма-сын, Дж. Элиот, У. Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л. Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868—1869 годах присутствовал на различных международных конгрессах, в т. ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с Герценом.

После публикации комедии из крестьянской жизни «Иван да Марья» (пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии «Театральное искусство» (1872), где, в частности, много говорилось об Александре Николаевиче Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы «Жертва вечерняя», 1868, посвященный «женскому вопросу» и принесший автору славу «безнравственного» писателя; «На суд», 1869, навеянный судебным процессом над Сухово-Кобылиным). В 1870 году Боборыкин сотрудничал с «Отечественными записками», где с 1871 году заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки «На развалинах Парижа» (1871) и «Очерк истории Коммуны» (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах «Фараончики», 1871, и др.), романах «Солидные добродетели» (1870) и «Дельцы» (1872−1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании «Русский Шеффильд» («Очерки села Павлова») (1877). Острый для русского общества 1860−1870-х годов «славянский» вопрос поднимал роман «Доктор Цыбулька» (1874), любовно-психологический роман «Лихие болести» (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем «хождении в народ».

Для произведений Боборыкина, «писателя-эмпирика», отличающегося быстротой реакции на «злобу дня» и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 года писатель увлекается новым течением — натурализмом (статья «Реальный роман во Франции», 1876, и др.), знакомится с Золя, Э. Гонкуром, Доде и другими писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине «золаизм». В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале «Слово» — роман «Сами по себе», 1878, статьи «Мысли о критике и литературном творчестве» и «Мотивы и приемы русской беллетристики», обе 1878, пьеса «Сытые», 1879). С публикации романа «Полжизни» (1873) — о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, — началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом «Вестник Европы», где увидели свет его многочисленные романы: «Китай-город» (1882) — одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; «Из новых» (1887), «На ущербе» (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; «Василий Теркин» (1892), где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; «Перевал» (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории «малых дел»; «Ходок» (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф. Энгельсом), «Княгиня» (1896), «По-другому» (1897), получивший резкий отзыв В. И. Засулич и одобрение Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; «Тяга» (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. «Социальному самочувствию» разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина «Изменник» (1889), «Поумнел» (1890) — о распространенной в период реакции «болезни» ренегатства; название приобрело на рубеже 19−20 веков характер крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова «интеллигенция»).

Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы «Старые счеты» (1883), «Доктор Мошков», «Клеймо» (обе 1884), «С бою» (1891), «Накипь» (1899, другое название — «Поветрие», 1900); в 1877 году Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883—1885 годах — член Театрально-литературного комитета, в 1891 году — заведующий репертуарной и художественной частью театра Е. Горевой в Москве; в 1897 году — председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.

В 20 веке Боборыкин написал повести «Однокурсники» (1901) — о художественной жизни начала 20 века, «Братья» (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман «Великая разруха: Семейная хроника» (1908), показавший жизнь интеллигенции периода Первой русской революции; воспоминания «За полвека» (1906−1913; неокончены) и «Итоги старейшего» (1917) — исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 года писатель жил за границей.

Умер Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921 года.

Боборыкин Петр Дмитриевич (1836−1921) – русский писатель, журналист, почетный академик, драматург, театральный деятель.

Родился в Нижнем Новгороде 15 (27) августа 1836 года в семье дворян. Получал юридическое образование в Казанском университете, в 1855 году поступил в Дерптский университет сначала на химическое отделение, а через 2 года перевелся на медицинский факультет, но учебу не завершил. В 1861 году в Петербурге сдал экзамен на степень кандидата права.

Первым произведением П. Боборыкина стала комедия «Однодворец» (1860). Далее последовали драмы «Ребенок» и «Старое зло» в 1861 году, «Мать и дитя» (1864) и роман-автобиография «В путь-дорогу» (1862−1864). С 1863 по 1865 гг. выпускал «Библиотеку для чтения». В произведении «В чужом поле» (1866) передал свои впечатления от пребывания в Париже. За границей П. Боборыкин работал журналистом нескольких русских изданиях.

Публикует комедию «Иван да Марья», которая была поставлена в 1867 году, романы «Жертва вечерняя» (1868) и «На суд» (1869). Работая в «Отечественных записках», с 1871 года возглавлял иностранный отдел. После рабочей поездки в 1871 году в Париж написал очерк «На развалинах Парижа», где рассматривались причины поражения Коммуны, вторая работа «Очерк истории Коммуны так и осталась не опубликованной. Особенности современного общества П. Боборыкин описал в книгах «Солидные добродетели» (1870), «Театральное искусство» (1872), «Дельцы» (1872−1873).

В 1876 году писатель публикует статью «Реальный роман во Франции» в новом стиле – натурализме. В журнале «Слово» П. Боборыкин выдает роман «Сами по себе» (1878), в 1878 году – статьи «Мотивы и приемы русской беллетристики» и «Мысли о критике и литературном творчестве", в 1879 – пьеса «Сытые». После романы писателя начинают печататься в периодическом издании «Вестник Европы». В рассказах «Изменник» (1889) и «Поумнел» (1890) П. Боборыкин описывал социальные проблемы в разных прослойках общества.

Поздние пьесы писателя активно ставятся на русской сцене: «Старые счеты» (1883), «Доктор Мошков» и «Клеймо» в 1884 году, «С бою» (1891), «Накипь» (1899). П. Боборыкин возглавлял московскую частную театральную школу в 1877 году. В 1883—1885 гг. входит в Театрально-литературный комитет, в 1897 году — глава Всероссийского съезда сценических деятелей.

В начале ХХ века писатель публикует повести «Однокурсники» (1901) и «Братья» (1904), романы «Великая разруха: Семейная хроника» (1908), «Итоги старейшего» (1917). На протяжении 1906-1913 гг. писал воспоминания «За полвека», которые не завершил.

П. Боборыкин умер 12 августа 1921 года в швейцарском городе Лугано.

Произведения


Китай-город Жертва вечерняя