Советская литература

Юрий Васильевич Бондарев


БОНДАРЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1924), русский писатель. Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина — участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста. Ранние годы жизни провел в Оренбужье, на Южном Урале, в Средней Азии. С 1931 жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен. Войну продолжил командиром противотанкового орудия. В 1945—1951 учился в Литературном институте им. А. М. Горького (семинар К.Г.Паустовского).

Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 — первый сб. рассказов На большой реке. В 1956 увидела свет повесть Бондарева Юность командиров. Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), положивших начало т.н. «лейтенантской прозе», отмеченной той самой «окопной правдой», истоки которой восходят к знаменитому роману Э. М. Ремарка времен Первой мировой войны На западном фронте без перемен.

Роман Бондарева Тишина (1962) продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» — трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе Горячий снег (1969) еще более обострена проблема ценности человеческой личности. С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая экзистенциальную ответственность каждого за свою судьбу — будь то отношения между мужчиной и женщиной, «завоевателем» и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины (тетралогия Берег, 1975, Государственная премия СССР, 1977; Выбор, 1980, Государственная премия СССР, 1983; Игра, 1985, Искушение, 1991). Герой романов Бондарева, человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов). С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит «игра» не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами — и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события (цикл импрессионистических миниатюр Мгновения, 1977−1982). Бондарев — автор публицистически-злободневного романа о современности Сопротивление (1994−1996), книги размышлений о роли литературы в историческом процессе Поиск истины (1976), многочисленных работ для театра и кино (в т.ч. участие в киноэпопее о Великой Отечественной войне Освобождение, 1970−1972, Ленинская премия, 1972).

Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924), русский писатель. Родился в Орске 15 марта 1924 года, в семье крестьянина принимавшего участие в борьбе за установление на Урале советской власти, впоследствии юриста. Первые годы Юрия Васильевича прошли на Южном Урале, в Оренбужье и Средней Азии. С 1931 начал жить в Москве. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан. Когда Бондарев окончил военное училище, отправился на фронт, где был ранен в первом бою. Войну прослужил командиром противотанкового орудия. После окончания войны, в 1945-1951-ых годах прошел обучения в Литературном институте им. А. М. Горького (семинар К.Г.Паустовского).

Первый рассказ Юрия Васильевича был опубликован в 1949 году, а в 1953 вышел первый сборник рассказов «На большой реке». Повесть «Юность командиров» увидела свет в 1956 году. Настоящую известность Бондарев получил после повестей «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», которые были опубликованы в 1957 и 1959 гг. соответственно. Данные прозы положили начало так называемой «лейтенантской прозе», которая отмечалась той самой «окопной правдой», ее истоки приводят к знаменитому роману Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», времен еще Первой мировой войны.

Продолжением общеевропейской темы «потерянного поколения» стал роман Тишина (1962), в котором описаны трудности связанные с вхождением в мирную жизнь молодых людей, которые со школьной скамьи попали на фронт. В романе Горячий снег (1969) очень остро стоит проблема ценностей человеческой личности. Если рассмотреть творчество Бондарева с начала 1970-х, можно провести грань между тем, как сопрягается острота психологических коллизий с частной жизнью, подчеркивая при этом ответственность каждого человека за свою судьбу. Будь то отношения между «завоевателем» и побежденным, мужчиной и женщиной, выбор между муками истинного творчества и благополучием рутины, между жизнью предателя и смертью героя. Герой романов Бондарева сильный, преуспевающий и творческий человек.

В произведениях Бондарева, с годами, «игра» со сложными человеческими судьбами происходит все свободнее. Бондарев является автором книги размышлений о роли литературы в историческом процессе «Поиск истины»(1976), публицистически-злободневного романа о современности «Сопротивление» (1994−1996), а также многочисленных работ для театра и кино.

Произведения


Горячий снег Берег Тишина Батальоны просят огня Выбор

Сочинения


Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева Повесть Бондарева «Батальоны просят огня» Проблемы повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» Тема войны в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» Проблемы - Бондарев Общение с природой в ранних произведениях Бондарева О чем писал в своих произведениях Юрий Бондарев Эпические романы Юрия Бондарева Художественные открытия Юрия Бондарева Ранние рассказы Юрия Бондарева Нравственно этические проблемы в произведениях Юрия Бондарева Эмоциональный эффект в произведениях Бондарева Документальная проза Бондарева о войне Достоверность военной прозы Бондарева Плацдарм литературы о войне (по произведениям Бондарева) Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ Ю.В.Бондарев Правда войны в произведениях Ю. Бондарева