Советская литература

Михаил Афанасьевич Булгаков


БУЛГАКОВ, МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ (1891−1940), русский писатель. Родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции переданы Булгаковым в романе Белая гвардия (1924) в изображении уклада дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925−1926).

Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т. Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ Я убил, 1926 и др., роман Белая гвардия). Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.

Выполняя обязанности врача, Булгаков продолжал писать. В 1924 в Автобиографии он написал: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова Грядущие перспективы, опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза… хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег… за все!» Писатель не верил в «очистительную силу» революции, видя ее тяжелые последствия для общества. Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил). В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей — И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым, В. Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести Записки на манжетах (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову, приехавший в Москву, чтобы начать жизнь «с чистого листа». Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для него воплощена в Пушкине. Своеобразным продолжением Записок на манжетах явилась повесть Дьяволиада (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы, — Роковые яйца (1925) и Собачье сердце (1925, опубл. в 1968). В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман Белая гвардия (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе — Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства. В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей впоследствии название Дни Турбиных (1926). Процесс ее создания описан автором в Театральном романе (Записки покойника, 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль Дни Турбиных, премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей. Спектакль выдержал 987 представлений. Вскоре после Дней Турбиных Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х — Зойкина квартира (1926, шла на московской сцене два года), Багровый остров (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) и драму о Гражданской войне и первой эмиграции Бег (1928). В конце 1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В начале 1930-х на сцене МХАТа шла только его инсценировка Мертвых душ Гоголя; пьеса о Мольере Кабала святош (1930−1936) некоторое время шла в «исправленном» варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не публиковались. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В 1938 он написал пьесу Батум, центральной фигурой которой стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена. В это же время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен им в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название Мастер и Маргарита. В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя. За годы работы над Мастером и Маргаритой авторская концепция существенно изменилась — от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций — в первую очередь, с Фаустом Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны — Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» — произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Булгаков пытался опубликовать роман, но только в 1967 роман появился в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. Умер Булгаков в Москве 10 марта 1940.

Михаил Афанасьевич Булгаков - русский писатель, известный по всему миру театральный режиссёр, актёр. Дата рождения 3 (15) мая 1891 года. Родился в городе Киеве, в семье профессора.

После окончания гимназии в 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Уже в 1916 году получил диплом врача. Работал в селе Никольское Смоленской губернии, после этого в городе Вязьме. Будучи студентом, начал писать произведения, связанные с медициной.

В Киев вернулся из города Вязьма сразу после Октябрьской революции (1917 года) с женой Татьяной. События тех времен подробно описаны в (рассказе "Я убил" 1926 году, в романе "Белая гвардия"). В 1919 году был мобилизован военным врачом, в отряд белой гвардии, и уехал на Северный Кавказ.

Работая врачом, Булгаков продолжал писать. Первый его фельетон "Грядущие перспективы" опубликован с инициалами М. Б. в газете "Грозный" в 1919 году.

В 1920 году заболел тифом, это было во время отступления Добровольческой армии. Пытался выбраться из России через Батум, по морю, но не получилось. В городе Владикавказ, поправившись, начал издавать свои первые драматургические труды. В Москву переехал в 1921 году и начал работу как фельетонист.

В журнале «Россия» в 1925 году был опубликован его роман "Белая гвардия". В конце 1920-х годов Булгаков был официально критикован.

В начале 1930-х годов на сцене МХАТа (Московский Художественный Академический Театр) шла только его инсценировка "Мертвых душ" Гоголя. В 1936 году Булгаков зарабатывал переводами и сочинением либретто для постановок Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа.

В 1938 году он написал пьесу "Батум", которую общественности читать запретили. В это же время писал роман, который начинал еще в 1929 году, но его первоначальный вариант (по собственному определению его, как автора, «роман о дьяволе») был уничтожен им в 1930 году.

В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 году название "Мастер и Маргарита". Булгаков был смертельно болен, отдельные главы романа диктовал своей жене, Елене Булгаковой (которая со смирением выполняла всего капризы мужа). Роман был завершен в феврале 1940 году, буквально за месяц до смерти писателя. Ушел из жизни в городе Москва 10 марта 1940 года.

Произведения


Белая гвардия Собачье сердце Мастер и Маргарита Дьяволиада Бег Зойкина квартира Театральный роман Роковые яйца Кабала святош Дни Турбиных Записки юного врача Морфей Похождение Чичикова Записки покойника

Сочинения


«Вечные ценности» в творчестве М. А. Булгакова «Булгаков … испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г.Паустовский) Анализ повести «Морфий» М. Булгакова Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег») Возвращение писателя (М.Булгаков) Гоголевские традиции в произведениях М. А. Булгакова Интеллигенция в произведениях М. Булгакова Киев в жизни и творчестве М. Булгакова. М. А. Булгаков и театр М. А. Булгаков. «Похождения Чичикова». Мое любимое произведение М. А. Булгакова Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача» Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова Проблема искусства в «Театральном романе» М. А. Булгакова Рыцарское служение людям по повести «Записки юного врача» Система повествователей в повести Михаила Булгакова «Морфий» Тема революции и гражданской войны у М. Булгакова Фантастическая проза М. Булгакова и Г. Уэллса Булгаков испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши Значение «русского сна» в пьесах Булгакова Жизнь Булгакова в Художественном театре Время и судьбы русской интеллигенции (по произведениям М. Булгакова) Размышление о свободе человека в пьесах Булгакова Творчество М. А. Булгакова Значение символа «грозы» в пьесах Булгакова БУЛГАКОВ О ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ... Какие пьесы Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы Интеллигенция в произведениях Булгакова Белая и красная армии в произведениях Булгакова Заметки Булгакова для доклада о Шекспире Киев в жизни и творчестве Булгакова Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова Тема добра и зла. «Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое Сказка театрального быта в постановке Булгакова "Человек - это живая загадка" (С.Н. Булгаков) Поиски героя в пьесах Булгакова Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова «Малая проза» Булгакова Юмор и сатира в пьесах Булгакова Образ идейного «сальто-мортале» в пьесах Булгакова Тема города в русской литературе (по произведениям Михаила Булгакова) М.А. Булгаков — писатель-врач Глаза персонажей произведений Булгакова Булгаков «политически вредный автор» (рецензия) Особенности булгаковской и чеховской характерологии Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова Выбор жанра пьес Булгаковым Рассуждения над страницами повести "Собачье сердце" Личность М . А . Булгакова Последние годы жизни Булгакова Герой раннего рассказа Булгакова Ранняя сатирическая проза Булгакова Человек и судьба в произведениях Булгакова Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова Добро и зло - Булгаков Восемь снов Булгакова Сны в булгаковской поэтике Пародия и памфлет в пьесах Булгакова Булгаков — «политически вредный автор» Жизнь и творчество Михаила Булгакова Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова Булгаков — мистик в кавычках Николаевская Русь в постановке Булгакова Выбор Художественного театра Булгаковым Автор театра Булгаков «Комедианты господина» в интерпретации Булгакова Жизненный и творческий путь Чему нас учат книги Булгакова Литературно мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова Сочинение М. Булгаков Роковые яйца Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова Булгаков и Художественный театр Интересные подробности жизни и творчества М. А. Булгакова Мотивы драм Булгакова М. А Булгаков – один из ярчайших писателей XX века Михаил Афанасьевич Булгаков Темы сочинений по творчеству М. А. Булгакова Жизненный и творческий путь Булгакова М.А. Значение творчества Булгакова для русской литературе Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. «Был такой писатель...» Вечные ценности» в творчестве .Булгакова Возвышающая и трагическая любовь творчества Формирование философии М. А. Булгакова «У времени в плену...» Булгаковская Москва Сатира М.А. Булгакова Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Краткая хроника жизни и творчества М. А. Булгаков Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы Мистические мотивы в творчестве Булгакова Булгаков. Автобиография Музей М. А. Булгакова О творчестве М. А. Булгакова Возвращение писателя (М. Булгаков) Последние творческие годы Булгакова Первые рассказы и повести Булгакова Психология массового безумия и отражение в романах Булгакова Возвращение писателя (М. А. Булгаков) Своеобразие осмысления проблемы борьбы добра со злом в творчестве Булгакова Характеристика художественного мира Булгакова Нравственно философская проблематика произведений М. А. Булгакова 2 Писатели любимые Булгаковым Символы «Кресты, вороны, поля» в пьесах Булгакова Как формируется драматург Значение творчества Булгакова для русской литературы Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников Герой интеллигент в прозе Булгакова Нравственно философская проблематика произведений М. А. Булгакова Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы Изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в романах Жизнь Михаила Булгакова Интеллигенция и власть в произведениях Булгакова Драматургия Булгакова Нетерпимость к фальши и пошлости в произведениях Булгакова Тема свободы и ее отражение у Булгакова Мой Булгаков

Критические статьи


Художественная автобиография Михаила Булгакова