Русская литература Серебряного века

Максим Горький


Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович) (16 марта 1868, Нижний Новгород, — 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец — столяр-краснодеревщик: мать из мещан. Проучился 2 года. С 1878 началась его жизнь «в людях»,. Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бесарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник Революции 1905−07. Осенью 1905 вступил в РСДРП (в 1917, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности соц. революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё). С 1906 жил за границей. Весной 1907 дел. 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (с совещательным голосом). В 1907−09 испытал большое влияние А. А. Богданова, В. А. Базарова, А. В. Луначарского (пересмотр философских основ марксизма, пропаганда богостроительства), которых поддерживал в философских спорах с В. И. Лениным. Совместно с Богдановым и его сторонниками принимал деятельное участие в организации на Капри (Италия) парт. школы для рос. рабочих.

К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе (первый его рассказ напечатан в 1892), его творчество вызвало огромную критическую литературу (за 1900−04 опубликована 91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 критическая литература о нём составила более 1860 названий). Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.

В кон. 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в февр- марте «напоминала штаб», где собирались полит, и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав «Особого совещания по делам иск-ва», был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12 марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране памятников иск-ва. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России худ. ценностей на «амер. миллионы», протестовал против ограбления страны, участвовал в учреждении «Об-ва памяти декабристов», «Об-ва Дома-музея памяти борцов за свободу» (май). При активном участии Горького создаётся «Лига социального воспитания» (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию по рук-ву Нар. домом в Петрограде, позже был избран пред. орг. к-та «Просветительского об-ва в память 27 февр. 1917 „Культура и свобода“» (март 1918); в него вошли также В. Н. Фигнер, Г. А. Лопатин, В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, В. А. Базаров и др. Осн. целью об-ва была координация всех культ-просвет, об-в, клубов, кружков. Чтобы об-во могло выполнить задачу духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Горький, необходимо было прежде всего объединить «интеллектуальные силы старой опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крест. интеллигенции». А для этого надо «встать над политикой» и направить все усилия на «немедленную напряжённую культурную работу», вовлекая в неё рабочую и крест, массу («Новая Жизнь», 1917, 30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематич. знания, ясное понимание своей всемирно-ист. миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии.

Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни (март) было создание «Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук», в к-рую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели (И.П. Павлов, В. А. Стеклов, Л. А. Чугаев, А. Е. Ферсман, А. А. Марков, С. П. Костычев, Д. К. Заболотный, В. Г. Короленко, Л. Б. Красин, Н. А. Морозов, В. И. Палладии и др.). Горький трижды (апрель — май) выступал в Петрограде и Москве на публичных собраниях ассоциации с речами, утверждал значение науки для свободного развития человека.

По убеждению Горького, «без демократии нет будущего», «сильный человек — это разумный человек», а потому необходимо «вооружиться точными знаниями», «привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу» («Летопись», 1917, N 5−6, с. 223−28). Горький призывал всё рус. об-во «поддержать „Свободную ассоциацию“ учёных морально и материально»: «Источник наших несчастий — наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд» (там же).

Наибольшую активность лит. и обществ, работа Горького получила в основанной им газ. «Новая Жизнь» [выходила в Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу — соредакторов) В. А. Базарова, В. А. Десницкого, Н. Н. Суханова, А. Н. Тихонова и являлась органом группы социал-демократов «интернационалистов», объединявшей часть меньшевиков — сторонников Ю. О. Мартова и отд. интеллигентов полубольшевист. ориентации]. Газета с первого номера объявила своей программой борьбу против империалистич. войны, объединение всех рев. и демокр. сил для удержания социальных и полит. завоеваний Февр. рев-ции, развитие культуры, просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления соц. преобразований в стране во главе с Советами РСД под рук. с.-д. партии. Помимо нового цикла «Рус. сказок», рассказов, очерков, Горький опубликовал в «Новой Жизни» св. 80 статей, 58 из них-в серии «Несвоевременные мысли», самим названием подчёркивая их острую актуальность и полемич. направленность. «Новожизненская» публицистика составила две дополняющие друг друга книги писателя — «Рев-ция и культура. Статьи за 1917 г.» (П. 1918) и «Несвоевременные мысли. Заметки о рев-ции и культуре» (П 1918; переизд. М., 1990)

Горький осуждал «бессмысленную бойню, разоблачал стремление Врем. пр-ва довести войну до победного конца. Интернационалистская позиция газеты вызвала резкое неприятие бурж. печати: в статье В. Л. Бурцева „Или мы, или немцы и те, кто с ними“ Горький был обвинён в шпионаже, измене родине (см.: „Рус. Воля“, 7, 9, 20 июля; „Живое Слово“, 9 июля; ответ Горького см.: „Новая Жизнь“, 9, 12 июля). С болью и гневом писал Горький и об „отвратительных картинах безумия, охватившего Петроград днём 4-го июля“, когда под влиянием большевист. пропаганды возмущение вооруж. рабочих и солдат стало репетицией „социальной рев-ции“, „Однако главнейшим возбудителем драмы, — писал он, — я считаю не „ленинцев“, не немцев, не провокаторов и тайных контрреволюционеров, а более злого, более сильного врага — тяжкую рос. глупость“ (там же, 14 июля). Горький считал, что „самый страшный враг свободы и права — внутри нас“, „наша жестокость и весь тот хаос тёмных, анархических чувств, к-рый воспитан в душе нашей бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью“ (там же, 23 апр.). С победой рев-ции только начинается „процесс интеллектуального обогащения страны“ (там же, 18 апр.). Культура, наука, иск-во являются, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция — носителем этой силы), к-рая „позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе“ (там же, 20 апр.).

Отстаивая социальные завоевания рев-ции, выступая против реакции, консервативных сил, бурж. партий, Врем. пр-ва, газ. „Новая Жизнь“ очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и проведении соц. рев-ции. Горький убеждён, что Россия не готова к соц. преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело рев-ции отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить соц. рев-цию. народ должен „много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства“, что сначала он „должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры“ (там же, 14 июля). Для Горького как художника ист. развитие России раскрывалось гл. обр. через быт. психологию рус. народа и прежде всего крест-ва: так, в его кн. „О рус. крест-ве“ (Берлин, 1922) трагедия рев-ции изображалась в атмосфере дикой жестокости обеих воюющих сторон в Гражд. войне. Развивая идеи, высказанные ещё в 1915 в ст. „Две души“, Горький с тревогой писал о пассивности, рабской покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его способностью в решительный момент к героич. делам. Горький стремился возбудить рев. энергию народа, активность человека в противовес мечтательному фатализму и мещанской обывательщине, а также анархизму деревни.

Ещё в Июльские дни Горький увидел устрашающий „выезд социальной рев-ции“. За неделю до Октября в ст. „Нельзя молчать!“ призывает большевиков отказаться от „выступления“, боясь, что „на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар рев-ции“ („Новая Жизнь“, 1917, 18 окт.). После Окт. переворота оппозиционная „Новая Жизнь“ во главе с Горьким стала оппонентом новой власти, выступая с критикой „издержек“ рев-ции, её „теневых сторон“, форм и методов осуществления социальных преобразований в стране — культивирования клас. ненависти, террорами насилия, „зоологич. анархизма“ тёмных масс: одновременно Горький защищает забытые в вихре рев. буден гуманистич. идеалы социализма, идеи демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет вождей большевиков, Ленина и „приспешников его“ в „уничтожении свободы печати“, „авантюризме“, в „догматизме“ и „нечаевщине“, оправдании „деспотизма власти“. Вообразив себя „Наполеонами от социализма“, большевики-ленинцы „довершают разрушение России — рус. народ заплатит за это озёрами крови“ (там же, 10 нояб.). Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об „авантюре“, к-рая приведёт только „к анархии, к гибели пролетариата и рев-ции“ (там же, 7 нояб.). Горький говорит о „жестоком опыте“ большевиков-фанатиков и утопистов над рус. народом, „заранее обречённом на неудачу“ (там же, 10 дек.), „безжалостном опыте, к-рый уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие рус. рев-ции“ (там же, 10 нояб.). Отмечает, что рабочий класс „должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей — тысячами жизней, потоками крови“ (там же, 12 нояб.). По его мнению, Ленин и Троцкий, большевист. нар. комиссары — „вожди“ отсталых рабочих масс, „взбунтовавшихся мещан“ — „проводят в жизнь нищенские идеи Прудона,-но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а не социализм, и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность“ (там же, 6 декабря). „Развивается воровство — пишет Горький — растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же ловко, как делали это чиновники царской власти“; грубость представителей „пр-ва нар. комиссаров“ вызывает всеобщее возмущение. И всё это творится от имени „пролетариата“ и во имя „социальной рев-ции“, и всё это является „торжеством звериного быта. развитием той азиатчины, к-рая гноит нас“. „Нет, — констатирует писатель, — в этом взрыве зоологич. инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной рев-ции. Это рус. бунт без социалистов по духу, без участия соц. психологии“ (там же, 7 дек.). Горький согласен с „врагами“, что „большевизм — нац. несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши рус. культуры в хаосе возбуждённых им грубых инстинктов“ (там же, 1918, 22 марта). Сущность, направленность, общий пафос новожизненской публицистики Горького, как и вся обществ.-лит. деятельность его 1917−18, пронизаны идеей отстаивания и защиты нерасторжимого единства политики и нравственности. Как писателя Горького волнует прежде всего нравственная сторона рев. событий, он всё соизмеряет с обыкновенным человеком, единичной личностью. Разьединение политики и нравственности, по убеждению писателя, скажется самым пагубным образом на жизни народа и страны в настоящем и грозит тяжёлыми и кровавыми последствиями в будущем. Оно способствует внедрению антидемокр. методов в политике, ведёт к оправданию насилия, жестокости и террора, нарушению социальной справедливости. Деятельность Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевист. партийная и официальная печать писала, что писатель из „буревестника“ превратился в „гагару“, „к-рой недоступно „счастье битвы““ („Правда“, 1917. 22 нояб.), выступает как „хныкающий обыватель“ (там же, 9 дек.), „из-за деревьев не видит леса“ рм же, 25 нояб.), что у него пропала совесть» («Петрогр. Правда». 1918, 5 апр.), что, «оторвавшись от нар. масс», «оплёвывает этот народ» («Правда», 1918, 17 марта), словом — «изменил рев-ции» и «солидаризуется с реакционерами» (там же, 1918, 7 янв.). Горький остро, болезненно воспринимал эту критику, сравнение его с «врагами рабочего класса» и обвинения в «измене делу пролетариата». Он утверждал и защищал своё «право говорить обидную и горькую правду о народе», о его пассивности, рабской покорности, «тяготении к равенству в ничтожестве», «об издержках» рев-ции: «В чьих бы руках ни была власть, за мною остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически» «Новая Жизнь», 1917, 19 нояб.). Вместе с тем для Горького социализм — не утопия: он продолжал верить в его идеи, он писал о «тяжёлых муках родов» нового мира, «новой России», отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, «рев-ция, всё-таки, доросла до своей победы» (там же, 1918, 11 июня), и выражал уверенность, что рев. вихрь, потрясший «до самых глубин Русь», «излечит нас, оздоровит», возродит «к строительству и творчеству» (там же, 1918, 30 июня). Оговариваясь, что он ни в коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им: «Лучшие из них — превосходные люди, к-рыми со временем будет гордиться рус. история…»; «…и о большевиках можно сказать нечто доброе- я скажу, что, не зная, к каким результатам приведёт нас, в конце концов, полит, деятельность их, психологически — большевики уже оказали рус. народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без к-рого наша страна погибла бы» (там же, 1918,26 мая). Тем не менее нападки на «Новую Жизнь» не прекращались, а во 2-й половине июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно (до этого издание несколько раз временно прекращалось). После покушения на Ленина (30 авг.) Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917−18, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидат. силы пролетариата в рев-ции. В этот период (и в последующие годы Гражд. войны) Горький — один из организаторов лит.-обществ. и издат. начинаний (изд-ва «Всемирная лит-ра», «Дома литераторов», «Дома искусств» и др.). Он призывал к единению старой и новой интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны Сов. власти. В дек. 1918 избран в состав Петрогр. Совета (вновь избран в июне 1920). Писатель работал в основанной по его инициативе в Петрогр. комиссии по улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), с янв. 1920 её пред. Выступал против воен. интервенции, призывал передовые силы мира к защите рев-ции, помощи голодающим. В 1918 вышли в свет его книги «В людях», «Русские сказки», «Ералаш и др. рассказы», «Статьи 1905−1916», написан также ряд новых произведений. В окт. 1921 из-за ухудшения здоровья и по настоянию Ленина Горький выехал лечиться за границу; в 1928 впервые посетил родину и с тех пор ежегодно приезжал в Сов. Союз (кроме 1931), пока в 1933 окончательно не поселился в СССР 1868, 16 (28) марта — A. M. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д. 1884 — попытка поступить в Казанский университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа. 1888 — арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находится под постоянным надзором полиции. 1891, весна — A. M. Горький отправился странствовать по стране и дошел до Кавказа. 1892 — A. M. Горький впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др. 1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». 1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». 1899 — роман «Фома Гордеев». 1900−01 — роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым. 1901- «Песня о Буревестнике». Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. 1902 — A. M. Горький обратился к драматургии. Создает пьесы «Мещане», «На дне». 1904−05 — A. M. Горький пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. 1906 — A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создает роман «Мать». Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет «Исповедь» (1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками. 1908 — пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека». 1909- повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913 — A. M. Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии «. 1912−16 — A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». «Мои университеты» были написаны в 1923 г. 1918−19 — A. M. Горький ведет большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. 1919−20 — A. M. Горький в цикле публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как «осуществляется» «Власть Советов «. 1921- A. M. Горький в связи с возобновлением болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу. с 1924 — A. M. Горький жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине. 1925 — A. M. Горький выпускает роман «Дело Артамоновых». 1928 — по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой показывают «достижения», которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». 1931 — Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький получает «социальный заказ» — подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы «Егор Булычев и другие"(1932), «Достигаев и другие"(1933). 1934 — Горький «проводит» 1-й съезд советских писателей, выступает на кем с основным докладом. 192 5−36 — A. M. Горький пишется роман «Жизнь Клима Самгина», который так и не был окончен. 1936, 18 июня — A. M. Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади.

Максим Горький – русский писатель, прозаик, драматург, родившийся 16 марта 1868 года. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков, имел довольно тяжелую жизнь. Если верить его правдивой биографии, то он воспитывался в простой семье столяра. В основном, жизнь писателя наполнена разнообразными событиями, среди которых имеются и трагические.

Его мать – Варвара Васильевна Каширина, отец – Максим Савватьевич Пешков. Родители официально не состояли в браке, прожили вместе они не долго. Вскоре отец Пешкова умер от холеры. Мать не решилась вернуться жить к родному отцу и вышла в очередной раз замуж, однако прожила она также не долго. Вскоре она умерла от чахотки.

Совсем маленького Алексея усыновил дед Каширин. В своих произведениях, Горький часто рассказывает интересные факты из собственной жизни. Василий Васильевич, под конец своей жизни разорился, однако про учебу внука ни когда не забывал. Алексей увлекался церковными книгами и описаниями о жизни святых. В свои 11 лет, мальчик столкнулся с жестокой реальностью рабочей жизни. В этом мире он остался совершенно один. Параллельно с этим, Алексей обучался писать иконы. Горький, работая в ремесленном училище, начал увлекаться литературой.

Биография Максима Горького известна абсолютно всем. Его жизнь была настолько разнообразной и насыщенной, что некоторые факты про него, могли просто не вписать в его биографию. В свои 16 лет, он предстал перед целым миром довольно смелым и уверенным в себе человеком.

Максим Горький прожил 68 лет, умер 14 июня 1936 года.

Произведения


Мои университеты Челкаш Детство Супруги Орловы Макар Чудра Дело Артамоновых Страсти-мордасти Фома Гордеев На дне Старуха Изергиль Мещане Мать Коновалов Жизнь Клима Самгина Дед Архип и Лёнька Голубая жизнь Васса Железнова В людях Данко Дети солнца Егор Булычев и другие Песня о буревестнике Песня о соколе Дачники

Сочинения


Каждый сам себе судьба!" (Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького.) «Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке») «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького) «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького) «Макар Чудра» «Мы тут как в плену» (по роману «Дело Артамоновых») «Песня о Соколе» как романтическое произведение. «Песня о Соколе» М. Горького — притча о смысле жизни «Сын растет быстро, но как-то в сторону» (по роману «Дело Артамоновых») Автор и рассказчик в «Песне о Соколе» Автор и рассказчик в «Песне о Соколе» Автор и рассказчик в повествовании (по ранним рассказам «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике») Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра». Босяк — новый герой в русской литературе Босяк — новый герой в русской литературе (По произведениям М. Горького) В жизни всегда есть место подвигам (по произведениям М. Горького) В чем смысл жизни (сочинение по «Песне о Соколе») В чем смысл жизни по «Песне о Соколе» Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького Герои и проблематика ранних произведений М. Горького Герои ранней романтической прозы М. Горького Герои ранних произведений М. Горького. Герои ранних рассказов М. Горького Горький и Чехов Дело не только Артамоновых Драма «пустой души» по роману-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Жанр литературного портрета, своеобразие композиции очерка, единство художественных зарисовок и раздумий М. Горького в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» Зачем же жить? Значение творчества М. Горького в мировой литературе Идейное и художественное своеобразие "Песен" М.Горького Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького История создания романа-эпопеи М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Итог исканий М. Горького («Дело Артамоновых») Каждый сам себе судьба (по ранним романтическим произведениям Горького) Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького «Челкаш» Концепция человека в раннем творчестве М. Горького Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького М. Горький: «Правда — бог свободного человека» М.Горький. "В людях". Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении М. Горького в романе «Дело Артамоновых» Мои размышления над ранними романтическими произведениями М. Горького Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького Основные идейные мотивы ранних произведений М.Горького Основные черты раннего творчества М. Горького Отзыв о «Песне о Соколе» М. Горького. Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты” Пьеса «Мещане» (Спор двух начал, двух идеологий) Ради чего стоит жить? (Размышления над ранним творчеством М. Горького) Раннее романтическое творчество М. Горького Раннее романтическое творчество М. Горького Ранние произведения М. Горького. Ранний романтизм Горького Ранний романтизм М. Горького Рецензия на рассказ М. Горького «Макар Чудра» Роль природы в произведениях М. Горького РОМАНТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ ГОРЬКОГО Романтические произведения M. Горького. Романтические произведения Горького Романтические произведения М. Горького. Романтический герой раннего творчества М. Горького Романтический пафос «Песни о Соколе» Романтический пафос «Песни о Соколе» Романтический пафос ранних произведений М. Горького Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты») (рецензия) Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Макар Чудра»). Своеобразие романтических рассказов М. Горького Своеобразие романтических рассказов М. Горького Слово в ранних произведениях М. Горького Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького «Дело Артамоновых» Сокол и Уж Сюжет и композиция романа М. Горького «Дело Артамоновых» Театр Горького Характеристика основных образов пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие». Характеристика цикла рассказов М. Горького «По Руси» Художественные особенности пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие». Постановка ее на сцене. Что может человек (По ранним рассказам М. Горького) Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького) Что осуждает и прославляет в человеке Горький-романтик (По ранней прозе М. Горького). Что прославляет и осуждает Горький в романтических произведениях? Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М. Горького Ранние романтические рассказы Горького Сочинение по творчеству М. Горького Максим Горький (1868-1936) В жизни всегда есть место подвигам Тематика произведений Горького Творческий путь М. Горького Сила и слабость человека в понимании Горького Авторская позиция в романтических произведениях Горького Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького) Творческий и жизненный путь Горького Максима (Пешкова Алексея Максимовича) Романтизм и реализм в рассказах Горького Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М.Горького Мое отношение к творчеству Горького Жанр литературного портрета - Горький Мысли о Человеке и его назначении в произведениях Горького Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (по ранним рассказам М. Горького) Литературные портреты М. Горького Отличительные черты романтических образов Максима Горького Особенности раннего творчества М. Горького Характеристики героев рассказов Горького Максим Горький - Горький Проблема гуманизма в произведениях Горького Максим Горький Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького О творчестве М. Горького Человек в ранних рассказах А.М. Горького История детства Алеши Пешкова Краткая хроника жизни и творчества М. Горького Творчество Горького в 1907 по 1917 годы Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Роль героя и автора в рассказах Горького Как можно понять Горького «слышать и видеть язык» Жанровые особенности романтических произведений М. Горького Современное отношение к творчеству М. Горького Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького Характеристика основных образов - Горький Раздумья о России в творчестве Горького Писательская судьба Горького Общественная позиция Горького Судьба маленького героя в рассказах Горького Первый период творчества великого писателя М. Горького Тема «босячества» в раннем творчестве М. Горького (План) Герои и проблематика ранней романтической прозы М.А. Горького Кто такие «Босяки» в произведениях Горького Горький - Выразитель взглядов рабочего класса Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. Мнимые и подлинные хозяева жизни - Горький Сатирическое изображение помещиков Тема сочинения сатира Горького и ее влияние на развитие литературы Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького Тема жизнетворчества в прозе М. Горького Высокий и сложный тип личности Горького Об Особенностях Мировоззрения Горького Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант) Интересные подробности жизни и творчества М. Горького История создания романтических произведений М. Горького Система образов романтических произведений М. Горького Образ народа в ранних рассказах М. Горького Автор - Горький Роль автора и рассказчиков в произведениях М.Горького Человек и окружающий мир в произведениях Горького Познание своего «я» в произведениях Горького Сюжетная основа романа Горького «Мать» Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Рассказы Горького в начале ХХ века Мое отношение к творчеству А.М.Горького Своеобразие проблематики ранней прозы Горького Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении Горького - Горький о развитии интернациональных культурных связей Пейзаж в рассказах Горького Художественное наследие Горького Проблематика ранней прозы Максима Горького Жанр эссе у Горького Тема нравственного выбора человека в произведениях М. Горького Горький и Бунин, как свидетели всех трагических перепитий конца Революционный романтизм М. Горького Характеристика цикла - Горький Общее суждение о Горьком и его книгах Сатира Горького на мещанский образ жизни Максим Горький крупнейший представитель пролетарского искусства Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького Герои рассказов Горького Горький Максим – прозаик, драматург, публицист Социально-«педагогические» установки Горького Пафос свободы в ранних рассказах Горького Театральные пьесы Горького Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького Причины обращения Горького к романтической поэтике Герои и проблематика романтических рассказов М. Горького А. М. Горький: Правда - Бог свободного человека Кто ничего не делает, с тем ничего не станется". (Тема жизнетворчества в прозе М.Горького.) Развенчание «аристократов духа» в пьесах Горького Романтизм ранних рассказов М. Горького Ранний романтизм М. Горького (Третий вариант) Характеристика художественного мира М. Горького Сюжеты и герои ранней романтической прозы М.Горького Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы Природа в произведениях Максима Горького М. Горький сегодня Романтическое творчество Горького Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах М. Горького Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Две правды Анализ творчества Горького за границей Идея подвига человека в творчестве Горького Дружба Максима Горького и Михаила Коцюбинского «Несвоевременные мысли» М. Горького Романтические герои раннего творчества Горького Своеобразие проблематики ранней прозы 1 Творчество Горького 1905 году Ранний романтизм М. Горького (Первый вариант) Художественные особенности романтических произведений М. Горького Высшие ценности для Максима Горького

Критические статьи


«Нижегородский текст» в автобиографических повестях М. Горького («Детство», «В людях»)