Русская литература XIX века

Михаил Юрьевич Лермонтов


Лермонтов, Михаил Юрьевич -- гениальный русский поэт. Родился в Москве в

ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. уже числившегося на «Государевой службе», владевшего поместьями в Галичском уезде (ныне Костромской губернии). В конце XVII века внуки его подают в Разрядный Приказ «Поколенную роспись», в которой они называют своим предком того шотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к «породным людям Английской земли», принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сына короля Дункана, с Макбетом. Фамилию Lermont носит также легендарный шотландский поэт-пророк XIII века; ему посвящена баллада Вальтера Скотта: «Thomas the Rymer», рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство фей и там получил вещий свой дар. Юная фантазия Лермонтова колеблется между этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также пленительной для него мечтой -- о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию «своей», считает себя «последним потомком отважных бойцов», но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma, увлекается сюжетами из испанской жизни и истории (первые очерки «Демона», драма «Испанцы») и даже рисует портрет своего воображаемого испанского предка. В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его -- Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии -- находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого «армейского офицера». Семейное их счастье продолжалось, по-видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. «В слезах угасла моя мать», -- говорил Лермонтов и помнил, как она певала над ним колыбельные песни. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая ее своим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий. Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. В драме «Menschen und Leidenschaften» отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношеской неоконченной «Повести», где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: «Он выучился думать… Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души… Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению». Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в то же время жаждет «родной души», такой же одинокой. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями Кавказа, который он читает своей поэтической родиной («Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе»). Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него последний, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к «герою дивному» и «мужу рока». По смерти Капэ был взят к дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в «Сашке» под именем маркиза de Tess, «педанта полузабавного», «покорного раба губернских дам и муз», «парижского Адониса». Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль. В 1828 г. Лермонтов в Московский университетский Благородный пансион и пробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них -- «Утренней Заре» -- Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму -- «Индианка». Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных -- Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать «в уме своем мир иной, и образов иных существование». Грезы его «удручены ношею обманов»; он живет, «не веря ничему и ничего не признавая». В этих излияниях, конечно, не мало преувеличений, но в их основе несомненно лежит духовный разлад с окружающей жизнью. К 1829 г. относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог»; в обоих вылилось очень ярко это тяжелое настроение. В первом поэт отказывается от «нежных и веселых песней», сравнивает свою жизнь со «скучным осенним днем», рисует измученную душу демона, живущего без веры, без упований, ко всему на свете относящегося с равнодушием и презрением. В «Монологе» мрачными красками изображаются захудалые «дети севера», их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой. Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е. Сушкова, «черноокая» красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно влюбленным. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке, Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко. В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии «огромного» Байрона, которого поэт всю жизнь свою «достигнуть бы хотел». Ему отрадно думать, что у них «одна душа, одни и те же муки»; ему страстно хочется, чтобы и «одинаков был удел». С самого начала здесь скорее ощущение родственности двух мятежных душ, чем-то, что разумеют обыкновенно под влиянием. Об этом говорят те многочисленные параллели и аналогии, общие мотивы, образы и драматические положения, которые можно найти у Лермонтова и в самый зрелый период, когда о подражании не может быть и речи. Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на «нравственно-политическое отделение». Университетское преподавание того времени мало способствовало умственному развитию молодежи. «Ученость, деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскому университету». Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что «умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное». Начиналась серьезная умственная жизнь в студенческих кружках, но Лермонтов со студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем, кое-что из надежд и идеалов тогдашней лучшей молодежи находит, однако, отражение и у него в драме «Странный человек» (1831), главный герой которой, Владимир, -- воплощение самого поэта. Он тоже переживает семейную драму, тоже раздираем внутренними противоречиями; он знает эгоизм и ничтожество людей и все-таки стремится к ним; когда «он один, то ему кажется, что никто его не любит, никто не заботится о нем -- и это так тяжело!» Это -- душевное состояние самого Лермонтова. И тем ценнее та сцена, когда мужик рассказывает Владимиру о жестокостях помещицы и о других крестьянских печалях, и он приходит в ярость, и у него вырывается крик: «О, мое отечество! мое отечество!» Все же это только случайный мотив, стороной задевающий душу поэта; главными, основными остаются по-прежнему разлад между мечтой и действительностью, трагическое столкновение противоположных начал, чистого и порочного, глубокая ненависть к людям, к тому самому «свету», в котором он так охотно бывал. В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург, вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: «Ужасная судьба отца и сына». В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г., «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н. С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою». Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», как он сам выражается. Земная стихия его натуры одержала на время полную победу над другой, лучшей частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе «разгул». Об этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее: «Способности свои к рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил на карикатуры, эпиграммы и разные неудобные в печати произведения, вроде „Уланши“, „Петергофского праздника“, помещавшиеся в издаваемом в школе рукописном иллюстрированном журнале, а некоторые из них ходили по рукам и отдельными выпусками». Ему грозила полная нравственная гибель, но он сумел и здесь сберечь свои творческие силы. В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные замыслы даже от друзей, поэт «уходил в отдаленные классные комнаты, по вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи». В письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредка открывает эту лучшую часть своей души, и тогда слышится горькое чувство сожаления о былых оскверненных мечтаниях. По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется со своим другом А. А. Столыпиным в Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Он делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней». К этому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова с Е. Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись ее взаимности; обращался с нею публично, «как если бы она была ему близка», и когда заметил, «что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление». Как ни сильны, однако, его увлечения «светом» и его желание создать себе в нем «пьедестал» -- все это лишь одна сторона его жизни: сказывается все та же двойственность его натуры, его искусство скрывать под маской веселости свои интимные чувства и настроения. Прежние мрачные мотивы осложняются теперь чувством глубокого раскаяния и усталости. Оно звучит в его автобиографической повести «Сашка», в драме «Два брата», в его лирике; оно отражается также в его письмах к М. Лопухиной и Верещагиной. В конце 1835 г. до него дошли слухи, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н. И. Бахметьева. Шан-Гирей рассказывает, как Лермонтова поразило известие о ее замужестве. К 1835 г. относится и первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забрал у него повесть «Хаджи-Абрек» и отдал ее в «Библиотеку для Чтения». Лермонтов остался этим очень недоволен. Повесть имела успех, но Лермонтов долго еще не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина показала Лермонтова русскому обществу во всей мощи его гениального таланта. Лермонтов был болен, когда разнеслась по городу весть об этом страшном событии. До него доходили различные толки; некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как «воззвание к революции»; началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Лермонтов отправлялся в изгнание, сопровождаемый общими сочувствиями; на него смотрели как на жертву, невинно пострадавшую. Кавказ возродил Лермонтова, дал ему успокоиться, на время прийти в довольно устойчивое равновесие. Начинают яснее намечаться проблески какой-то новой тенденции в его творчестве, которая проявилась с таком красотой и силой в его «Песне про царя Ивана Васильевича Грозного», на Кавказе законченной, и в таких стихотворениях, как «Я, матерь Божия…» и «Когда волнуется желтеющая нива». Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. последовал приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоявший тогда в Новгороде. Неохотно расставался Лермонтов с Кавказом и подумывал даже об отставке. Он медлил отъездом и конец года провел в Ставрополе, где перезнакомился с бывшими там декабристами, в том числе с князем Александром Ивановичем Одоевским, с которым близко сошелся. В начале января 1838 г. поэт приехал в Петербург и пробыл здесь до половины февраля, после этого поехал в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: 9 апреля он был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем роль «льва»; за ним ухаживают все салонные дамы: «любительницы знаменитостей и героев». Но он уже не прежний и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. «Какой он взбалмошный, вспыльчивый человек, -- пишет о нем А. Ф. Смирнова, -- наверно кончит катастрофой… Он отличается невозможной дерзостью. Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это -- странная натура». Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, -- говорит Тургенев, -- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества». Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение «Первое января». На балу у графини Лаваль (16 февраля) произошло у него столкновение с сыном французского посланника, Барантом. В результате -- дуэль, на этот раз, окончившаяся благополучно, но повлекшая для Лермонтова арест на гауптвахте, а затем перевод (приказом 9 апреля) в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Они познакомились еще летом 1837 г. в Пятигорске, в доме товарища Лермонтова по университетскому пансиону, Н. Сатина, но тогда у Белинского осталось о Лермонтове самое неблагоприятное впечатление как о человеке крайне пустом и пошлом. На этот раз Белинский пришел в восторг «и от личности и от художественных воззрений поэта». Лермонтов снял свою маску, показался самим собою, и в словах его почувствовалось «столько истины, глубины и простоты». В этот период петербургской жизни Лермонтова он написал последний, пятый, очерк «Демона» (первые четыре -- 1829, 1830, 1831 и 1833 года), «Мцыри», «Сказку для детей», «Герой нашего времени»; стихотворения «Дума», «В минуту жизни трудную», «Три пальмы», «Дары Терека» и др. В день отъезда из Санкт-Петербурга Лермонтов был у Карамзиных; стоя у окна и любуясь тучами, плывшими над Летним садом и Невою, он набросал свое знаменитое стихотворение «Тучки небесные, вечные странники». Когда он кончил читать его, передает очевидец, «глаза его были влажны от слез». По дороге на Кавказ Лермонтов остановился в Москве и прожил там около месяца. 9 мая он вместе с Тургеневым, Вяземским, Загоскиным и другими присутствовал на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина и там читал своего «Мцыри». 10 июня Лермонтов уже был в Ставрополе, где находилась тогда главная квартира командующего войсками Кавказской линии. В двух походах -- в Малую и Большую Чечни -- Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «за храбрость». В половине января 1841 г. Лермонтов получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург. На другой же день по приезде он отправился на бал к графине Воронцовой-Дашковой. «Появление опального офицера на балу, где были Высочайшие Особы», сочли «неприличным и дерзким»; его враги использовали этот случай как доказательство его неисправимости. По окончании отпуска друзья Лермонтова начали хлопотать об отсрочке, и ему разрешено было остаться в Санкт-Петербурге еще на некоторое время. Надеясь получить полную отставку, поэт пропустил и этот срок и уехал лишь после энергичного приказания дежурного генерала Клейнмихеля оставить столицу в 48 часов. Говорили, что этого требовал Бенкендорф, которого тяготило присутствие в Петербурге такого беспокойного человека, как Лермонтов. На этот раз Лермонтов уехал из Петербурга с очень тяжелыми предчувствиями, оставив родине на прощание свои изумительные по силе стихи: «Прощай немытая Россия». В Пятигорске, куда он приехал, жила большая компания веселой молодежи -- все давнишние знакомые Лермонтова. «Публика -- вспоминает князь А. И. Васильчиков, -- жила дружно, весело и несколько разгульно… Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная «розой Кавказа». В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за «напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал». Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю.. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога». Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. «В ней, по выражению Белинского, все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева -- все, все в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад». Но в этой расточительной роскоши, в изумительном богатстве мотивов, идей и образов можно, однако, заметить основную тенденцию его творческого процесса, тот психологический стержень, вокруг которого они все вращаются. С этой точки зрения творчество Лермонтова может быть разделено на два периода: первый тянется приблизительно до середины 30-х годов, второй -- до конца его кратковременной жизни. В первом периоде он весь во власти своей необузданной фантазии; он пишет исключительно на основании своего внутреннего опыта, страшно болезненно чувствует и переживает всю непримиримость двух противоположных начал, двух стихий своей души: небесного и земного, и в ней видит основную причину трагедии своей жизни. Во второй периоде он уже ближе к действительности, опыт его расширяется в сторону изучения окружающих людей, быта и общества, а если не окончательно отрешается от своей антитезы, то безусловно ее смягчает. Он начинает как дуалист, резко ощущающий двусторонность своей психики, как человек, обреченный на постоянное пребывание «между двух жизней в страшном промежутке». Ему ясна причина всех его мучительных переживаний, ясно, почему он одержим таким неодолимым желанием быть как можно дальше от низкой и грязной земли. Существует вечный антагонизм между небесной душой и «невольным» обременительно тяжким, «спутником жизни» -- телом; как бы они ни были связаны между собою в краткий положенный им срок совместного существования, они тяготеют в разные стороны. Его влечет к себе ночь, небо, звезды и луна. В тихую лунную ночь расцветают его сады, пробуждается мир его чарующих грез, и легкокрылая фантазия совершает свой горний полет, уносит в «далекие небеса». Слабый луч далекой звезды «несет мечты душе его больной; и ему тогда свободно и легко». Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка; но иногда, когда он смотрит на них, душа его наполняется завистью. Он чувствует себя несчастным оттого, что «звезды и небо -- звезды и небо, а он человек». Людям он не завидует, а только «звездам прекрасным: только их место занять бы хотел». Есть чудная «птичка Надежда». Днем она не станет петь, но только что «земля уснет, одета мглой в ночной тиши», она «на ветке уж поет так сладко, сладко для души, что поневоле тягость мук забудешь внемля песне той». И его душа, родственная небесам, стремится ввысь; она хотела бы и физически оторваться от грешной земли, расстаться со своим «невольным спутником жизни», со своим телом. Оттого Лермонтов так и приветствует синие горы Кавказа, что они «престолы Господни», к небу его приучили, ибо кто хоть «раз на вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает», тот никогда не забудет открывшегося ему неба. Вот крест деревянный чернеет над высокой скалой в теснине Кавказа: «его каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». И снова рождается неземное желание: «о если б взойти удалось мне туда, как я бы молился и плакал тогда… И после я сбросил бы цепь бытия, и с бурею братом назвался бы я». В эти часы возвышенных мечтаний он однажды увидел, как «по небу полуночи ангел летел», и как «месяц и звезды и тучи толпой внимали той песне святой», которую ангел пел перед разлукой душе, спускаемой в «мир печали и слез». Он знает, что между миром людей и миром ангелов существовало некогда близкое сообщение, они жили как две родные семьи, и даже ангел смерти был нестрашен, и «встречи с ним казались -- сладостный удел». В поэме: «Ангел смерти» проводится мысль, что только по вине человека «последний миг» стал для людей не «награждением, а наказанием: люди коварны и жестоки, их добродетели -- пороки», и они уже больше не заслуживают того сострадания, которое раньше было к ним в душе ангела смерти. Лермонтов томится как в темнице; ему «скучны песни земли», и вся жизнь со всеми ее радостями, светлыми надеждами и мечтами -- не что иное, как «тетрадь с давно известными стихами». Человек не больше как «земной червь», «земля -- гнездо разврата, безумства и печали». Ему так тяжело на ней, и так глубоко он ее ненавидит, что даже в самые высокие минуты, когда ему удается мечтой уловить блаженство нездешних миров, его преследуют зловещие тени земные, и он страшится поглядеть назад, чтобы «не вспомнить этот свет, где носит все печать проклятия, где полны ядом все объятия, где счастья без обмана нет». Эти мотивы его будущей «Думы» внушают ему поразительно глубокую идею о рае и аде, ту самую идею, которую потом Достоевский, несколько изменив, вложил в уста старика Зосимы. Он видит, «что пышный свет не для людей был сотворен… их прах лишь землю умягчить другим чистейшим существам». Эти существа будут свободны от грехов земных, и будут «течь их дни невинные, как дни детей; к ним станут (как всегда могли) слетаться ангелы. А люди увидят этот рай земли, окованы под бездной тьмы. Укоры зависти, тоска и вечность с целию одной»… такова будет их «казнь за целые века злодейств, кипевших под луной!» («Отрывок», 1830). Но обладает ли эта лучезарная стихия окончательной победительной силой? В радостях, которые она сулит, чересчур много спокойствия и очень мало жизни. Это годится еще для натуры созерцательной, вроде Жуковского; у Лермонтова для этого слишком деятельная, слишком энергичная натура, с ненасытной жаждой бытия. Он знает, что прежде всего «ему нужно действовать, он каждый день бессмертным сделать хочет, как тень великого героя, и понять не может он, что значит отдыхать». Оттого и пугают его те «сумерки души, когда предмет желаний мрачен, меж радостью и горем полусвет; когда жизнь ненавистна, и смерть страшна». И с первых же годов творчества, одновременно и параллельно с этими небесными звуками, звучат звуки страстные, земные, грешные, и в них чувствуется гораздо больше глубины, силы напряжения. Поэт горячо любит Кавказ вовсе не за одну близость его к небу; он видит на нем следы своих страстей, знаки своей мятежности: ведь «с ранних лет кипит в его крови жар и бурь порыв мятежный». Морская стихия пленяет его пылкое воображение своей волнующейся силой, и у нее он ищет образов для выражения состояния своей души. То он похож на волну, «когда она, гонима бурей роковой, шипит и мчится с пеною своей», то на парус одинокий, белеющий в тумане моря голубом; «под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой… А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой». В таком состоянии мир и тишина небесной радости кажутся ему абсолютно неприемлемыми, и он сознается, что любит мучения земли: «они ему милей небесных благ, он к ним привык и не оставит их». Слишком тесен путь спасения и слишком много жертв требует он от него; необходимо для этого, чтобы сердце преобразилось в камень, чтобы душа освободилась от страшной жажды песнопения, а это равносильно смерти («Молитва», 1829). И он отказывается от этого телесного пути спасения. Земная мощь является основной чертой всех героев его юношеских повестей и драм: и в «Джулио», и в «Литвинке», и в «Исповеди», в «Измаиль-Бее», «Вадиме», «Испанцах», «Menschen u. Liedendschaften», «Странном человеке». Во всех этих байронических образах черкесов, корсаров, разбойников, восставших рабов, «сынов вольности» кипят эти страсти земные; все они во власти земного начала, и Лермонтов их любит, им сочувствует и почти никого не доводит до раскаяния. Местом действия у него очень часто является монастырь -- воплощение аскетизма, законов духа, в корне отвергающих грешную землю. Против монастырской святости, против небесного начала направлены горячие протесты любимых детей его фантазии, в защиту иных законов -- законов сердца, они же законы человеческой крови и плоти. Кощунственные речи раздаются в «Исповеди»; они же перенесены в точности, целиком, и в «Боярина Оршу», и в «Любовь Мертвеца» и явственно еще слышатся потом и в «Мцыри», правда -- в более смягченном виде. То же отрицательное отношение к монастырю и во всех очерках «Демона», не исключая даже последних: в стенах святой обители заставляет он демона соблазнить свою возлюбленную. Так намечается все глубже и глубже эта изначальная антитеза: земля и небо. Неминуема борьба между ними, полем битвы является человеческая душа. Демон ближе, родственнее Лермонтову, чем ангел; земные мотивы в его поэзии кажутся более существенными, более органическими, чем небесные. С ангелами, и в самые возвышенные мгновения, он только встречается; с демоном Лермонтов отожествляет себя с самого начала, даже тогда, когда образ его еще колеблется, и он кажется еще порою активным избранником зла. Появление этого образа -- один из серьезнейших моментов в иной психологии Лермонтова. Он сразу как бы узнал в нем себя и так быстро овладел им, что сейчас же стал по-своему перестраивать его мифологию, применяя ее к себе. Поэт слышит иногда небесные звуки; это звуки верные и глубокие, потому что исходят из его же души, соответствуя одной из ее сторон, но стороне более слабой: она часто заглушается бурными голосами другой, противоположной стихии. Здесь причина его трагедии, которую он не властен устранить -- таким создал его творец. В этом именно направлении идет у Лермонтова прояснение образа демона. Нужно было порвать прежде всего с традиционным представлением о нем, как об абсолютном воплощении исконно грешного начала; с таким демоном у Лермонтова было бы очень мало общего. Уж в первом очерке 1829 г. Демон назван печальным; он тяготится своим изгнанием; он весь во власти сладостных воспоминаний, когда он не был еще злым и «глядел на славу Бога, не отверзаясь от него, когда сердечные тревога чуждалася души его, как дня боится мрак могилы». Препятствие устранено: демон -- такой же мученик, такой же страдалец душевных контрастов, как и сам Лермонтов: и мыслимо стало слияние обоих образов. С годами зреет душа поэта, обогащается его жизненный опыт; вместе с этим обостряется и основная проблема о назначении человека, об его отношении к Богу на почве все той же непримиримости обоих начал -- и все это находит свое отражение в концепции «Демона», в его пяти очерках и в таких подготовительных этюдах, как «Азраил». Но&n

Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 3октября 1814г в Москве. Его отец, Юрий Петрович, был служивым. Мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, когда мальчику было всего три года. Воспитанием Миши занялась его бабушка, которая не ладила с его отцом. Из-за разногласий между родными Лермонтов выплескивает все свои переживания в драме «Menschen und Leidenschaften».

В детстве писатель был прикован к постели тяжелой болезнью, которая подтолкнула его к написанию юношеской неоконченной «Повести» о Саше Арбенине. Первая любовь у него была в очень юном возрасте 10 лет, когда его отвезли на Кавказ для лечения целебными водами.

Учили Мишу иностранцы, этот факт сыграл в его творчестве большую роль. В Московский университетский Благородный пансион он поступил в 1828 году и проучился в нем 2 года. Был главным сотрудником рукописного журнала «Утренняя Заря» и разместил в нем свою первую поэму «Индианка». В 1829 г. Лермонтов пишет свой первый очерк «Демона» и стих «Монолог». Михаил покидает Благородный пансион весною 1830 г. В 1830 поступает в Московский университет, а в 1831 пишет драму «Странный человек». В университете он проучился не больше 2 лет. В те годы умер его отец и писатель оплакивает его смерть стихом «Ужасная судьба отца и сына». Поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков 10 ноября 1832 г., а 22ноября 1834 г. закончил корнетом лейб-гвардии гусарского полка.

В 1835 Лермонтов первый раз был замечен в печати. Смерть Пушкина вызвала у Михаила бурю чувств, который вылились «надменным потомкам». После этого творения его изгнали на Кавказ, так как рассмотрели в его словах призыв к революции. На Кавказе поэт пишет «Песне про царя Ивана Васильевича Грозного», «Я, матерь Божия…», «Когда волнуется желтеющая нива». В 1837 г. 11 октября был дан приказ о переводе Лермонтова в Новгород. С начала января до середины февраля 1838 он прибывает в Петербург. Свое стихотворение «Первое января» Михаил пишет под Новый год 1840г. После дуэли, что произошла 16 февраля, его снова переводят на Кавказ. В этот период своей жизни Лермонтов пишет последний пятый очерк «Демона», «Три пальмы», «Сказку для детей», «Мцыри», «Герой нашего времени», «В минуту жизни трудную», «Дума», «Дары Терека» и др. Уезжая с Петербурга пишет стих «Прощай немытая Россия». На Кавказе Лермонтов умирает в дуэли 15 июня 1841 г.

Произведения


Маскарад Герой нашего времени Мцыри Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Тамбовская казначейша Демон Беглец Бородино Вадим Выхожу один я на дорогу Дума И скучно и грустно... Кавказ Как часто пестрою толпой окружен Когда волнуется желтеющая нива... Листок Люблю я цепи синих гор Молитва Нет, не тебя так пылко я люблю.. Парус Пророк Родина Россия,русь!Храни себя,храни... Смерть поэта Три пальмы Тучи Я не унижусь пред тобою Лирика Стихотворения

Сочинения


«Бородино» М. Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье) Клянусь любовию моей... «Одинок я — нет отрады» (мотив одиночества в лирике Лермонтова). «Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк» «И скучно и грустно, и некому руку подать...» На что он руку поднимал... «На что он руку поднимал…» «Нет, я не Байрон, я другой…» (по лирике М. Ю. Лермонтова) «Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова) «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова Письмо человеку, которым я больше всего восхищаюсь. «Странная любовь» к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова «Странная любовь» к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова «Странная любовь» к Родине в поэзии М. Ю. Лермонтова «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе «Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как небеса, твой взор блистает…» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума». Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва». Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова? Вам жалко Печорина? (по роману М.Ю.Лермонтова) Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Люблю я цепи синих гор..." Героические характеры в произведениях М. Ю. Лермонтова Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова Гражданское звучание лирики М. Лермонтова Значение Лермонтова в истории русской литературы Идейно-художественный анализ М. Ю. Лермонтов «Молитва» Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова Историческая тема в поэзии М. Лермонтова История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Кавказ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины? Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова Лермонтов — наш современник Лермонтов — наш современник Лирика Лермонтова Лирика Лермонтова Лирика М. Лермонтова в моем восприятии Лирический герой Лермонтова Лирический герой Лермонтова Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова Любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова («Парус») М. Лермонтов — наследник традиции А. Пушкина в русской поэзии М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Моё отношение к личности М. Лермонтова Москва в творчестве М. Ю. Лермонтова Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Мотивы скорби и одиночества в лирике М. Лермонтова Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова Мятежный дух лирики Лермонтова Мятежный дух лирики М. Лермонтова Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова Обзор творчества Обзор творчества Обзор творчества Обзор творчества Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова. Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе «Герой нашего времени» и стихотворении «Дума» Одинок я — нет отрады Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Осмеянный пророк. о поэте и поэзии Основные мотивы лирики Лермонтова Основные мотивы лирики М. Лермонтова Патриотическая лирика М. Лермонтова Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век) Печорин — «младший брат» Онегина (по роману М. Ю. Лермонтова Поединок человека с судьбой в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Почему Лермонтовский роман называют психологическим? Поэма «Беглец» (горская легенда) Поэма «Демон» Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Поэт и общество в лирике М. Лермонтова Природа в лирике М. Ю. Лермонтова Прошлое и настоящее в поэзии М. Ю. Лермонтова Пушкин и Лермонтов — историки Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского Романтическая лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова Романтические черты поэм Лермонтова Романтическое мироощущение в поэзии М. Ю. Лермонтова Своеобразие одной из романтических поэм М. Ю. Лермонтова («Демон»). Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк». Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Стихотворение М. Лермонтова «Дума» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»: восприятие, истолкование, оценка Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно…» (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (восприятие, истолкование, оценка) Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема любви в лирике М. Лермонтова Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве М. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема родины в лирике М. Лермонтова Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова Тема Родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Тучи» и «Три пальмы») Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова. Трагедия одиночества М.Ю. Лермонтова Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова Трагическое мироощущение лирического героя М. Ю. Лермонтова Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова Философские вопросы и их решение в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова Человек и природа в поэзии Лермонтова Эволюция темы свободы в русской поэзии начала xix века Язык мысли и голос страстей «Мой Лермонтов» (2) «Мой Лермонтов» (1) Тема любви в лирике Лермонтова Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова. Что такое для нас Лермонтов Образ лирического героя в творчествве Лермонтова Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова. Биография М.Ю. Лермонтова Тема одинокого человека в творчестве Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова Лирика Лермонтова – художественный анализ В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова Поэт Лермонтова Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине "странной"? «Что такое Родина» (2) Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова Образ возлюбленной в лирике М.Ю.Лермонтова “СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ” К РОДИНЕ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Особенности перевода Лермонтовым стихотворений Гете и Гейне Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – единство творчества Трагедия одиночества (мотивы лирики М. Ю. Лермонтова) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПРОРОК” «Тебе, Кавказ... я снова посвящаю стих небрежный!» «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей» Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова Поэт и гражданин: Михаил Юрьевич Лермонтов Кавказ в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова Любовная лирика раннего творчества Лермонтова Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова Представитель «потерянного поколения» Лермонтов: поэт тоски и отчаяния Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова. Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова "Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов). Родина в творчестве Лермонтова Ранние прозаические произведения Лермонтова Лирический герой в лирике Лермонтова Какие основные мотивы лирики Лермонтова Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. Идеи патриотизма и тема родины в творчестве Лермонтова ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА Произведения Лермонтова Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова Лирика в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова Лермонтовская Россия Литературный анализ «Одинок я, нет отрады» Примерный вариант сочинения о жизни Лермонтова в 1837 — 1841 гг. Хронологическая канва биографии Лермонтова Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Тема "Маленького" человека в творчестве Лермонтова Пессимизм в творчестве Лермонтова Отражение судьбы М. Ю. Лермонтова в его стиха Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Художественные особенности «кавказских» поэм Лермонтова Обличение светской черни в стихотворениях Лермонтова В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова Краткая жизнь поэта, наполненная неистовым горением (о поэзии Лермонтова) Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Сложность патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.) Романтическая любовь Лермонтова Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова Герои ранних романтических поэм Лермонтова Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый изгнанник ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА Патриотическая лирика Лермонтова Основные мотивы в лирике Лермонтова Философские раздумья в поэзии М. Ю. Лермонтова Гражданская тема в лирике Лермонтова Основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова Природа в лирике М.Ю. Лермонтова Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова. Краткий анализ реалистических поэм Лермонтова «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь» (1) Гражданские мотивы в лирике Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Роль метафоры в поэзии Лермонтова Патриотическая лирика М. Ю. Лермонтова "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова Природа, примиряющая человека с жизнью в поэзии Лермонтова Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века) Процесс духовного развития русского поэта (Лермонтов) Родина в лирике М. Ю. Лермонтова Пространство поступков в лирике Лермонтова. Основной эпический жанр поэтики Лермонтова Aнализ ранних поэм Лермонтова Литературное содержание тетради Лермонтова «1830 год» Назовите и прокомментируйте основные мотивы лирики Михаила Лермонтова Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова Пейзажная лирика в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Юношеские пьесы Лермонтова в 1830 и 1837 годах Душевное состояние Лермонтова «Люблю я цепи синих гор...» «Что такое Родина» (3) «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь»(2) Ненависть к «стране рабов, стране господ» в лирике Лермонтова Демократическая направленность произведений Лермонтова Пейзажная лирика в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова «Что такое Родина» (1) Моральная и историческая оценка Лермонтовым действий Наполеона Герои - дворяне в произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Гражданские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова «Россия, Русь! Храни себя, храни.. Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова Сочинение анализ ранних поэм Лермонтова Ваше отношение к дуэли... (по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Критические статьи


Об эстетическом отношении Лермонтова к природе Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова