Советская литература

Андрей Платонович Платонов


ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899−1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т. п., о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) и Серега и я (1921). По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. В 1921 написал брошюру Электрофикация и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе Река Потудань (1937) как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Героями многих его рассказов (На заре туманной юности, Старый механик и др.) являются железнодорожники, жизнь которых он хорошо знал с детства и юности.

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова (Ночь, Тоска и др.), вышел его рассказ Очередной, а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп.Баклажанов, А. Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП (б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Книга стихов Платонова Голубая глубина (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом — литературой». В 1922—1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе Родина электричества и др. произведениях Платонова 1920-х годов.

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М. А. Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа Песчаная учительница. После смерти писателя М. А. Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести Город Градов (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.

Первой серьезной публикацией в столице стала повесть Епифанские шлюзы. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б. Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир».

Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А. М. Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926−1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).

Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина — в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования. Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек — в данном случае безработный Вощев — постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И. Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности». Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А. Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня, Одухотворенные люди, 1942; Смерти нет!, 1943; Афродита, 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название — Возвращение) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.

Появился на свет великий русский писатель и драматург ХХ века Андрей Платонович Платонов (Климентов) 16 августа 1899 года, в городе Воронеже в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских и домохозяйки. Андрей был самым старшим из детей, поэтому помогал воспитывать братьев и сестричек, да и финансово тоже старался родителям помогать.

С 1906 по 1909 учится в церковно-приходской школе. После нее идет в городскую школу, но в 1913 г оставляет её и начинает подрабатывать разнорабочим, слесарем, страховщиком в помощь семье. С 1915 работает на трубном заводе и воронежских мастерских до 1918 года.

В 1918 году идет учиться в Воронежское техническое железнодорожное училище на электротехническое отделение, заканчивает его в 1921. В 1920 году поменял фамилию на Платонов, сформировав ее из имени отца. В 1921 году пишет брошюру «Электрофикация» и публикует свои стихи, которые писал с 12 лет. С 1923 по 1926 работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства.

В 1922 Платонов женится на сельской учительнице М.А. Кашинцевой, которая родила писателю сына и дочь. Именно благодаря супруге после смерти писателя было сохранено его литературное наследие, и были опубликованы его произведения.

В 1926 Платонова отправили на работу в Москву в Народный комиссариат земледелия. Далее Андрей Платонович отправлен в Тамбов на инженерно-административную работу. Недолго он пробыл там и, оставив службу, стал профессиональным литератором.

Какое-то время Платонов входил в литературную группу «Перевал». Это членство и публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвали волну критики и недовольства в адрес драматурга от Сталина. Но, несмотря на это в 1934г. писателя включили в состав писательской экспедиции в Среднюю Азию. С этой поездки писатель привез рассказ «Такыр», после которого опять началось гонение автора.

В 1943 году умер сын писателя от туберкулеза, которым он заразился в заключении. Ухаживая за сыном, писатель заразился и сам, с тех пор и до самой смерти Платонов носил в себе эту болезнь. Во время Великой Отечественной войны Алексей Платонович служил корреспондентом в «Красной звезде». Демобилизован из армии он был в 1946 году.

Туберкулез таки одолел писателя и 5 января 1951 года в Москве он умер.

Произведения


Возвращение Ювенильное море Чевенгур Сокровенный человек Котлован Епифанские шлюзы Фро В прекрасном и яростном море Город Градов Железная старуха Корова Маркун Неизвестный цветок Песчаная учительница Потомки солнца Юшка Взыскание погибших

Сочинения


«Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А. Л. Платонов. «Чевенгур».) «Одно горе делает сердце человеку». (По прозе А. П. Платонова.) «Ювенильное море» А. Платонова А. Платонов — художник-гуманист Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова Возвращенные имена (А. П. Платонов. «Город Градов») Герои А. Платонова Герои произведений А. Платонова Герои произведений Андрея Платонова Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) Мои размышления над прозой А. П. Платонова Необычность языка произведений Платонова Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова Особенности прозы А.Платонова Особенности прозы А. Платонова От «внешнего» человека к «сокровенному» (по повести А. П. Платонова «Сокровенный человек») Писатель А. Платонов и его герой Писатель Андрей Платонов и его герой Писатель и время (А.Платонов) Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова Путешествие в фантастический город Чевенгур (по роману А. Платонова «Чевенгур») Размышляя над названием романа А. Платонова «Чевенгур» Рецензия на повесть А. Платонова «Ювенильное море». Роман-антиутопия в русской литературе Своеобразие романа А. П. Платонова «Чевенгур». Своеобразие романа А. Платонова «Чевенгур» Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница» Сюжетные особенности в романе А. П. Платонова «Чевенгур» Тема труда в рассказе А.П.Платонова "Корова" Характеристика творчества Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова Художественное своеобразие одного из произведений А. П. Платонова («Ювенильное море»). Художественный мир романа-утопии «Чевенгур» А. Платонова. Чевенгурский коммунизм Андрея Платонова Горестное прозрение народа Платонов - художник-гуманист Величие русского народа в прозе А. П. Платонова Общая характеристика творчества А. П. Платонова Писатель и время Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (4) Сокровенный человек писателя Андрея Платонова Блок и Платонов Характеристика героев Платонова Андрей Платонович Платонов один из крупнейших русских прозаиков XX века Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (1) Герои произведений Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Герои Платонова Описание персонажей в произведениях Платонова Феномен Андрея Платоновича Платонова Своеобразие внутреннего мира героев прозы А. Платонова Символы и аллегории у Платонова Возвращенные имена Андрей Платонов и его герой Мои размышления над прозой Мечта и трагедия в творчестве А. Платонова «Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова) Читая Платонова... (2) Символисты – Блок и Платонов Герметический текст у Платонова и Хармса Думы об Андрее Платонове Платонов – писатель не обычный Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (5) Читая Платонова... (1) Особенности народного характера в прозе Платова Об иносказании Платонова Идентификация стиля Платонова Андрей Платонов и Россия Особенности прозы Платонова Особенности прозы Андрея Платонова Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2) Одно горе делает сердце человеку Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3) Поиски правды в произведениях Платонова Повести А. П. Платонова Метаморфозы текста Платонова Молодой Платонов Поиски человеком смысла жизни в произведениях Платонова Величие простых сердец в прозе Платонова О творчестве Платонова. Слово о любимом писателе