««Памятник» Пушкина»

Сочинение

И Г. Р. ДЕРЖАВИНА - ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ

Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво: раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых выделяют гражданские, поэтические, философские и анакреонтические.

Гражданские оды Державина адресованы лицам, наделенным\\" большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный. Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новые пути в русской литературе.

К гражданской лирике относится одно из поздних произведений Державина - \\"Памятник\\", вольное подражание оде Горация \\"К Мельпомене\\". Кроме Державина к оде Горация обращались в разное время Ломоносов, Пушкин, Брюсов. Общая мысль этих стихотворений - мысль о праве поэтов на бессмертие, но мотивировка у этого права у каждого автора своя.

Державин в \\"Памятнике\\" напоминает, что он первым рискнул отказаться от торжественного, высокопарного стиля хвалебных од и написал \\"Фелицу\\" в забавном, шутливом \\"русском слоге\\", и, обладая несомненной поэтической смелостью и гражданским мужеством, не побоялся \\"истину царям с улыбкой говорить\\". Пушкинский \\"Памятник\\" и по форме, и по содержанию больше связан с державинским вариантом, чем с вариантом Горация.

Пушкин высшую ценность своего творчества видел в народности и борьбе за свободу. Эти мысли нашли яркое отражение в стихотворении \\"Я памятник себе воздвиг...\\". Оно - итог творческого пути поэта, его поэтическое завещание. Ценность своей поэзии Пушкин видит в том, что он пробуждал своей лирой \\"чувства Добрые\\", в его жестокий век \\"восславил свободу\\", призывал \\"милость к падшим\\", то есть единственный из русских писателей и поэтов осмелился в своих стихотворениях призывать царя помиловать декабристов. Пушкин также сделал акцент на общественной ценности своей поэзии.

В стихотворениях Державина и Пушкина есть и сходные, и различные черты. Памятник Державина \\"чудесный, вечный\\", Пушкина - \\"нерукотворный\\". У Державина он \\"металлов тверже\\", \\"выше пирамид\\", \\"ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный\\", у Пушкина \\"вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа\\". Народ не забудет о Державине и Пушкине. Память о поэте-Державине \\"времени полет... не сокрушит\\", и к памятнику Пушкина \\"не зарастет народная тропа\\". Память о поэтах не умрет в веках: \\"часть\\" Державина \\"по смерти станет жить\\", слава его \\"возрастет\\", \\"не увядая\\" до тех пор, \\"доколь Славянов род вселена будет чтить\\", душа Пушкина его \\"прах переживет и тленья убежит\\", и слава будет \\"доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит\\".

И действительно, слух о поэтах пройдет по всей русской земле: о Державине \\"всяк будет помнить... как из безвестности... известен стал\\", и Пушкина будет знать \\"всяк сущий в ней язык\\".

Державин стал первым поэтом русским, сумевшим и, главное, захотевшим выразить свою личность такой, какова она была, - нарисовать портрет свой живым и правдивым. Прямоте и честности посвящены многие строки в творениях Державина. Для нас они скучноваты, но невозможно не оценить их энергии. Новаторство Державина-поэта состоит в том, что он первым \\"дерзнул в забавном слоге о добродетелях Фелицы (Екатерины II) возгласить\\", просто и понятно \\"беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить\\". В \\"Памятнике\\" он гордится этим.

Но здесь он недооценил себя, так как говорил царям истину не только с осторожной улыбкой честного слуги, но и с гневом поэта.

Пушкин же в \\"свой жестокий век...\\" первым в русской литературе \\"лирой пробуждал\\" \\"чувства добрые\\", славил свободу и \\"милость к падшим призывал\\".

И Державин, и его ученик Пушкин обращаются к своей музе. Державин призывает музу гордиться \\"заслугой справедливой\\" и презирать тех, кто ее презирает и \\"чело твое зарей бессмертия\\" венчать. Пушкин хочет, чтобы его муза была послушна \\"веленью Божию\\", не боялась обиды и не требовала славы, не обращала внимания на \\"хвалу и клевету\\", не спорила с глупцами.

Политическая лирика Пушкина рисует поэта выразителем передовых взглядов его эпохи. В период написания \\"Памятника...\\" Пушкин создал целый цикл стихотворений, проникнутых идеями и чувствами декабристов. Белинский говорил, подтверждая собственные слова поэта о его славе, что Пушкин столько же поэт классический, сколько поэт романтический и поэт новейшего времени. И у Державина, и у Пушкина, отмечал далее критик, \\"верна... всякая мысль, всякое чувство и всякое ощущение, всякий образ, каждая фраза, каждое слово. Все на своем месте, все полно, ничего недоконченного\\".