«Стихотворение А. А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» (восприятие, истолкование, оценка).»

Сочинение

Русская литература начала двадцатого века знает много выдающихся имен. Наверное, только тогда в России было такое богатство поэзии, яркий и разнообразный спектр направлений и течений. Анна Ахматова — одно из самых известных имен Серебряного века. Меня поражает ее художественная зоркость, психологическая глубина стихов. Особый, неповторимый ритм придает лирическим произведениям этой поэтессы остроту и эмоциональность. Читая ее стихи, погружаешься в мир ощущений, невысказанных мыслей и тайных страстей.

Многие писатели и поэты обращаются в своем творчестве к извечным темам: любви, природы, народа, теме поэта и поэзии. Анна Ахматова — не исключение. Стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту…» является одним из ярчайших «раскрытий» темы поэта и поэзии. В чем же видит Анна Ахматова назначение поэта?

Искусство — дар, которым поэт награждается свыше. Этот дар требует жертв, душевных переживаний и волнений. Настоящая поэзия для Ахматовой — не просто выражение своих мыслей, чувств, заключенных в определенную форму. Для нее это, прежде всего, «свежесть слов и чувство простота». Нельзя быть «обыденностью», посредственностью. Поэт — это тот, кто должен «глаголить» истину. Потерять «свежесть слов» для творческой личности — то же самое, что «живописцу зренье или актеру — голос и движенье, а женщине прекрасной красоту».

Стихотворение представляет собой три строфы, каждая из которых является одним предложением. Первое четверостишие заканчивается вопросительным знаком. Однако поставленный здесь вопрос не требует ответа, он риторический. Вторая строфа представляет собой обращение к невидимому собеседнику. Здесь лирическая героиня утверждает, что, как бы ни хотелось скрыть от окружающих свое дарование, поэт вынужден нести искусство «в люди», отдавать свое сокровенное на суд окружающих:

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами.

Ахматова приходит к выводу, что поэт способен только «расточать, а не копить». Он награжден талантом свыше, это дар Божий, который нужно дарить людям.

Ахматова считает, что поэт не может быть счастливым, так как на его жизненном пути будет очень много разочарований. Поэт — это лекарь, который должен «исцелять слепых». Поэтесса понимает, что однажды узнает «учеников злорадное глумление и равнодушие толпы». Поэт обречен на боль, предательства и страдания.

До осязаемости конкретные, буквально зримые строчки стихотворения подкупают читателя непосредственностью эмоций. Каждое слово взвешено и выбрано с необычайной строгостью и скупостью, каждая строфа чеканно изображает явление, вызывая множество ассоциаций. В стихотворении ощущается не только душевное состояние героини в данный момент, но и угадывается, что этому состоянию предшествовало и что им будет предрешено.

У поэта нет альтернативы, у него нет права выбора. Он должен следовать по своему, особому, тернистому пути. В строке «иди один и исцеляй людей» можно поставить два логических ударения: над словом «один» и «исцеляй». Анна Ахматова прекрасно понимает, что на своем жизненном пути поэт одинок и у него не может быть спутников. Поэтому, если все же есть рядом человек, то лучше отказаться от него. Эта идея отчетливо звучит в повелительном наклонении втором лице глагола «иди».

Мир поэта огромен и чаще всего идеален, но эта идеальность рушится, как карточный домик, «в тяжелый час сомненья». В этот момент поэт оказывается один на один с действительностью, с реальной жизнью, где нет сочувствия, сострадания, понимания, а главное, благодарности. Есть только зависть соперничества, непонимание. Поэтесса говорит о злорадном глумлении учеников так правдиво, будто испытала это на себе.

Но хуже всего для поэта равнодушие. Для Ахматовой оно связано с толпой — бесчувственной, грубой массой людей, которая не может понять душевного состояние того, кто лечит их от слепоты. Толпа не умеет быть благодарной.

Таким образом, в понимании Ахматовой предназначение поэта заключается в том, чтобы открывать людям истину, возможно, колкую и неприятную, но всегда правдивую.

Отдав более пятидесяти лет литературному труду, поэтесса внутренне понимала свою роль и свою значение в истории русской поэзии. Она придавала огромное значение миссии поэта. Гордый и волевой характер угадывался в ней еще в пору молодости, когда Анна казалась всего лишь загадочно-тихой девушкой. На протяжении всей жизни поэтесса смело выполняла свою миссию поэта, несмотря на невзгоды и обиды.

Поэзия Ахматовой стала своего рода мостом, проложенным от классики 19 столетия к нашим дням. Но в ее творчестве нет ни старомодности, ни архаики. Она не знала нелепых крайностей модерна, показного новаторства. Главным для Ахматовой было творчество, которое исходит от души и сердца, а не навеяно модой и требованиями времени.