«Анализ стихотворения Э. Багрицкого «Полководец»»

Сочинение

Стихотворение И. Багрицкого «Полководец» — яркое, колоритное, динамичное произведение. Тема стихотворения отражена в самом названии. Оно посвящено военному сражению Произведение сюжетно, имеет стройную трёхчастную композицию. Каждая часть состоит из трёх строф и имеет свою микротему. Рассмотрим каждую часть отдельно.

В двух первых четверостишиях описывается движение войска, готовящегося напасть на врага. Участники похода движутся с разной скоростью: колесницы стремительно летят, а пешие воины медленно ведут боевых лошадей и слонов. Во второй части происходит резкая смена картины: воины крадутся к становищу врага, ожидавшего нападения. В третьей части иная зарисовка: за разгоревшейся битвой издалека наблюдает полководец. Такова событийная часть стихотворения.

В художественном плане произведение поражает своей грандиозностью, цветовой, звуковой и детальной насыщенностью. Здесь нет ни одного «пустого» слова. Каждый предмет, каждый звук на своём месте. Создаётся впечатление, что автор, поражённый музейной картиной, переносит её великолепие в поэтическое произведение. Но, возможно, мастерство настоящего художника в том и заключается, что его творение отражает разные виды искусства: и музыку, и живопись, и архитектуру.

Стихотворение написано Багрицким в 1916 году. Но описывается в нём не современная Россия. Текст первой части пестрит лексикой, хранящей дух времён Римской Империи («тяжёлые колесницы», «курчавые рабы с натёртой салом кожей», «нубийские кобылицы», «слоны»). Создаётся эффект экзотичности, даже сказочности.

Немало слов в стихотворении, связанных с военной темой: воины, бой, щиты, становище врага, легион, лезвия мечей, стрелы, полководец. Обилие глаголов и глагольных форм делают картину живой, динамичной (летящих, проводят, проходят, ржавеет, сияет и др.). Звуковой ряд отличается стройностью и, наряду с особенностями лексики, выполняет организующую роль текста.

Здесь важна аллитерация. Практически в каждой строке встречаются сонорные звуки «р», «л», «н» (Но в тихом лагере им слышен хрип трубы// Им видно, как орлы взнеслись над легионом; Проходят медленно тяжёлые слоны// Влача в седой пыли расшитые попоны). Поэтому мы ощущаем плавность, музыкальность и гармоничность слога.

Интересна в стихотворении символика цвета — здесь преобладают золотой и все оттенки красного. Золото всегда ассоциируется с богатством, благополучием, могуществом, величием. Возможно, здесь золото — символ масштабности битвы и силы войска. Красный здесь символизирует жизнь и свободу, за которую идёт битва. Неслучайно события происходят на закате — природа будто тоже принимает участие в битве. Кроваво-золотым окрашено всё: люди, доспехи, сам воздух. Такой яркий образ возникает с помощью эпитетов: «пыльным золотом», «к пурпуру слепительных подножий», а также с помощью развёрнутых метафор: «бронзовым закатом сожжены // Кроваво-красных гор обрывистые склоны»; «пурпурный закат на бронзовые лбы // Льёт медь и киноварь потоком раскалённым».

Кровь и золото в следующих строках приобретают несколько иное значение. Любая война всегда несёт смерть. Тема смерти, насилия ясно звучит в пятой главе, построенной на цветовой антитезе: «ржавеет густо кровь» — «трупы бледные». Автор искусно балансирует между метафоричностью и натурализмом. Он отдельными мазками рисует муки воинов, страдающих в предсмертных конвульсиях (И трупы бледные сжимают комья глины// кривыми пальцами с огрызками ногтей).

Золотой цвет также проявляет разные значения. Он связан с образом главного героя произведения — полководцем, символизирует воинскую честь, славу, победу. Ему посвящена последняя строфа:

Но молча он застыл на выжженной горе,

Как на воздвигнутом веками пьедестале.

И профиль сумрачный сияет на заре,

Как будто бы битый на огненной медали.

Он не имеет имени, как и не имеет названия и даты битва. Очевидно, это вымысел автора, потому образ главного героя можно считать собирательным. Строфа начинается с противительного союза «но». Полководец — лишь наблюдатель. Он не принимает участия в битве, а лишь зорко наблюдает за ней. Облик этого человека говорит о его суровости, жесткости, холодном спокойствии. На его глазах уходят сотни жизней, но ни один мускул его не дрогнет. Полководец знает, что только хладнокровием, смелостью, чёткими действиями воинов и, конечно, верной тактикой боя. Немало жизней нужно принести на жертвенный алтарь победы. Возможно, это не первая и не последняя битва, которой командует этот полководец: он стоит «на выжженной горе».

Полководец талантлив. Его слава увековечена в каждой победе. Поэтому сам он сравнивается с золотым памятником.

Стихотворение по жанру очень близко к оде. Это хроника исторического события и песнь во славу великого полководца. В тексте немало слов, употреблённых в старой форме (к пурпуру, влача, сзывают, взнеслись), создающих торжественность.

Несмотря на то, что в произведении описываются события, прямо не относящиеся к русской истории, его можно считать хвалебной песнью во славу всех великих русских полководцев: Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других.