««Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца» (В.Г.Белинский) (по лирике В.А.Жуковского)»

Сочинение

Значительное место в творчестве великого русского поэта В. А. Жуковского занимает изображение природы. Неудовлетворенность поэта городской жизнью с ее суетой и эгоизмом определили особую тональность его пейзажной лирики — природа в его лирике — предмет возвышенных душевных переживаний. На лоне природы поэту так хорошо размышлять, радоваться и грустить, думать о любви, вспоминать прошлое.

В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать (при чем угадать сердцем) — что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный». Пробуждается природа — пробуждается и душа героя:

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается». Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье. Стихотворение «Летний вечер» — удивительно светлое, жизнерадостное. Это гимн источнику тепла и света — ясному, доброму солнцу-труженику. Сколько забот у солнца — «будить заснувшие цветы», поить «медвяною росой пчелу-работницу», «былинку вывести на свет»:

И вишням дай румяный цвет;

Не позабудь горячий свет

Рассыпать на зеленый сад,

И золотистый виноград

От зноя листьями прикрыть,

И колос зрелостью налить.

Все, что видит вокруг себя лирический герой, напоминает ему о том, что источник всех красот природы, ее благолепия, величия, плодородия — солнце, которое, подобно доброму живому существу, заботится обо всем и обо всех, греет, ласкает, дарит тепло и свет. У солнца есть душа, а значит душа во всем, в каждой травинке, цветочке, колосе:

Итак, совсем не мудрено,

Что разгорелося оно,

Что отдыхает на горах

В полупотухнувших лучах

И нам, сходя на небосклон,

В прохладе шепчет: «добрый сон».

Изображение природы в стихотворении «К Нине» имеет эмоционально-возвышенную, романтическую окрашенность. Природа для поэта — выражение романтической настроенности его души:

Когда ты — пленишься потока журчаньем,

Иль блеском последним угасшего дня…

Иль сладостным пеньем дали соловья,

Иль веющим с луга душистым зефиром…

Нежнейшую томность в душе ощутишь,

Исполнишься тихим, унылым мечтаньем…

Восхитительные картины природы в восприимчивой душе поэта порождают томность, возрождают мечты и позволяют ощутить присутствие бога и радостную надежду на встречу с любимым:

Присутствие бога, бессмертья награду,

И с милым свиданье в безвестной стране

Яснее постигнешь, с живейшею верой,

С живейшею верой вздохнешь.

В элегии «Вечер», частично положенной на музыку П. И. Чайковского в его опере «Пиковая дама», прибегая к олицетворению (рощи спят, лик луны встает) и эмоциональным эпитетам (сладко струй плесканье, небес задумчивых светило), поэт, подчиняясь минорному настроению, под воздействием пейзажа (заснувшие рощи, грустно склонившаяся ива, луны ущербный лик, сумрак лесов), грустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету…

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?

Ужель иссякнули всех радостей струи?

О вы, погибши наслажденья!

В. А. Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.