Советская литература

Александр Трифонович Твардовский


ТВАРДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910−1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967−1969, опубл. 1987).

Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму. Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941). В 1939—1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно — живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел — туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И. Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом… и Я знаю, никакой моей вины… Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников — критиков и редакторов В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына Один день Ивана Денисовича. В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой — «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950−1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.

Твардовский Александр Трифонович, является известным русским поэтом. Он родился 8 июня 1910 года в деревне Загорье, которая находится в Смоленской области. Отец будущего поэта был кузнецом, которого во время революции раскулачили и отправили в ссылку. О судьбе многих жертв коллективизации того времени, Твардовский написал в своём произведении "По праву памяти".

Александр писал стихотворения с самого детства. Его первое произведение было опубликовано в 1931 году. Называлась эта поэма "Путь к социализму". Во время своей учёбы в Смоленском педагогическом институте и в Московском институте философии, он не забывал писать и статьи. Твардовский стал известен, после выхода в широкий круг читателей его поэмы "Страна Муравия".

С 1939 по 1940 годы он служил в армии военным журналистом. Принимал участие в походах на Польшу и в финской войне. Во время Второй мировой войны он был фронтовым корреспондентом. Писал статьи для многих газет. Кроме этого, он занимался творчеством, писал свои "хроники фронтовых лет". Это название определяет содержание данного произведения. Благодаря тому, что он был директором "Нового мира", удалось опубликовать произведения многих советских писателей. А в 1961 году, Твардовский смог опубликовать повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича". По воле высших чиновников, в 1970 году, Твардовского смещают с должности главного редактора. Это сильно повлияло на душевное состояние поэта, который был одновременно большим человеком в партии и "неофициальным оппозиционером". Несмотря на то, что его поэма "За далью даль" была признана советскими критиками, и удостоена Ленинской премии в 1961 году, другие его произведения, так и небыли опубликованы.

Твардовский скончался в Красной Пахре возле Москвы, 18 декабря 1971 года.

Произведения


Тёркин на том свете Василий Тёркин Братья В тот день, когда окончилась война Вся суть в одном единственном завете... За далью даль К обидам собственной персоны… Памяти матери По праву памяти Рассказ танкиста Я знаю, никакой моей вины... Я убит подо Ржевом Стихотворения

Сочинения


Немую боль в слова облечь... «Немую боль в слова облечь…» (по произведениям А. Твардовского) «Я жил, я был — за все на свете я отвечаю головой» Анализ стихотворения А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война…» Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «К обидам собственной персоны…» Антисталинская направленность поэм А. Т. Твардовского Военная лирика Твардовского Военная лирика Твардовского Гражданское переосмысление поэмы Твардовского «По праву памяти» Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского «За далью — даль». Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского «По праву памяти» Как в творчестве Твардовского представлена война? Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика) Народность в поэзии А. Т. Твардовского Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика Общая характеристика творчества Основные темы и идеи лирики А. Т. Твардовского Отголоски прошлого в поэмах А. Т. Твардовского «За далью даль…» и «По праву памяти» Поэма «По праву памяти» Стихотворение А. Т. Твардовского «Вся суть в одном единственном завете…» (восприятие, истолкование, оценка.) Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Твардовского. Тема войны в лирике А. Т. Твардовского Тема ответственности и памяти в лирике А. Твардовского Тема памяти в творчестве А. Т. Твардовского Тема памяти в творчестве Твардовского («За далью даль», «По праву памяти») Тема Родины в лирике А. Твардовского Тема родной природы в поэзии А. Твардовского Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой «Реквием» и в поэме А. Твардовского «По праву памяти» Художественные особенности поэзии А. Т. Твардовского Дети и война в поэзии Твардовского Лирические стихотворения о мужестве Твардовского Цикл стихотворений Твардовского военных лет Первые стихи и заметки Твардовского Твардовский: Стихи, которые не печатаются Отголоски прошлого в поэмах Эпичность поэм Твардовского Твардовский: главнейшая забота поэта это читатель Военная тема в лирике А. Т. Твардовского ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.Т.ТВАРДОВСКОГО Антисталинская направленность поэм А. Т.Твардовского Судьба народа в творчестве А. Твардовского и ее художественное воплощение Твардовский: Когда от стен Берлина пришел солдат с войны домой Своеобразие поэтического дара Твардовского Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны Дни Отечественной войны в творчестве Твардовского Отражение в поэмах Твардовского героизма простого народа Стихотворения А.Т.Твардовского о войне. Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. «...Смех дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства» Детские годы Твардовского Детские стихи Твардовского Стихи Твардовского о Сибири Военные темы и мотивы Твардовского Творчество Горького в период гражданской войны Дневниковые записи Твардовского Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского Лирика А. Т. Твардовского Мой Александр Твардовский Лирика Александра Твардовского Обыкновенный парень Идейно художественное своеобразие творчества Твардовского «Памяти матери» —лирический цикл А. Т. Твардовского Размышления о судьбе народа в поэзии А. Твардовского Темы лирики Твардовского Военная тема в лирике Твардовского Чувство обязательства живых перед павшими в лирике А. Т. Твардовского Главная радость жизни в поэтике Твардовского Произведение А. Т. Твардовского «о времени и о себе…» О жизни и творчестве А. Т. Твардовского Сталинское время через призму поэзии А. Твардовского (Первый вариант) Сталинское время через призму поэзии А. Твардовского (Второй вариант) Служение народу, тема памяти в лирике А. Т. Твардовского Новаторство и неповторимость лирики Твардовского Поэзия Твардовского образец самобытного творчества Тема поиска «правды сущей» и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского Политические взгляды Твардовского в его поэмах Изображение народного характера в произведениях Твардовского и Шолохова Литературный успех Твардовского Основные темы и идеи лирики Твардовского Война глазами победителей (о войне в творчестве А. Т. Твардовского) Лирика и своеобразие творчества А. Т. Твардовского Народность творчества А. Твардовского События войны в стихотворениях Твардовского Творчество А. Т. Твардовского Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского Твардовский. Тема войны в творчестве Твардовского Стихотворения Твардовского на военную тематику